Каталог Мессье

Знаменитая Крабовидная туманность - первый объект каталога

Наверняка вы знакомы с небольшим, но, пожалуй, самым известным каталогом небесных объектов. Знаете ли вы то, что изначально Каталог Мессье задумывался как своеобразный «кометный фильтр»? Шарль Мессье, автор каталога, начал систематизировать объекты, похожие на кометы, чтобы не спутать их с настоящими кометами.

В таблице ниже перечислены данные о каждом объекте в каталоге Мессье:

Особенность этого каталога заключается в том, что среди «неподвижных» объектов северного полушария он содержит самые подходящие для начинающего наблюдателя. Эти объекты можно обнаружить в небольшой телескоп или даже бинокль. Объекты M-каталога не имеют какой-либо классификации. Кроме разносортных туманностей, звёздных скоплений и галактик, там содержаться также оптически-двойные звезды и даже «окно» в Млечном Пути. Все эти объекты объединяет лишь одно – они хорошо видны с Земли. Такая особенность каталога Месье сложилась исторически.

Кометный фильтр

Даже сейчас кометы остаются для нас загадочными и непредсказуемыми вестниками дальних областей Солнечной системы. Современной науке известно около 400 комет. К некоторым из них посылали космические аппараты, получали образцы их вещества и даже высаживались на их поверхность. Но во многом их природа до сих пор неясна. Количество открытых комет ничтожно по сравнению с предполагаемым их числом в кометном облаке Оорта.

До сих пор мы можем лишь догадываться о структуре этой самой обширной области Солнечной Системе. В ней может содержаться триллионы комет. Некоторые из них изредка подлетают к Солнцу, попадая в наше поле видимости. Спрогнозировать появление таких комет даже в наши дни невозможно. Поэтому кометы до сих остаются объектами научных споров и даже суеверий. Чего уже говорить о конце 18 века, когда «охотник за кометами» Шарль Мессье работал над своим каталогом.

В то время наука была далека от понимания не только комет, но и тех объектов, которые в последствие войдут в каталог. Тогда не было понятий «галактики». Все видимые объекты считались частью Млечного Пути, а то и Солнечной Системы. В 1759 году предсказанное появление кометы Галлея подтвердило периодичность комет. К слову, Мессье был в числе тех, кто первым наблюдал очередной приход кометы Галлея.

Работа над каталогом

110 объектов каталога Мессье

Первым объектом каталога Месье стал остаток сверхновой, больше известный как Крабовидная туманность в созвездии Тельца. Обнаружив этот объект в 1758 году, Мессье принял её за комету и даже присвоил ей имя. Он не знал, что на самом деле эта неподвижная туманность была открыта до него ещё в 1731 году. Когда Мессье понял, что этот объект статичен на фоне звёзд, он включил его в первый номер своего будущего каталога. В этот каталог он намеревался включить все те объекты, которые другие астрономы могли также принять за кометы. Вторым в его списке стало шаровое звёздное скопление.

К целенаправленной работе над каталогом Мессье приступил в 1764 году. Он изучил труды астрономов 17-18 века, выписав из них положения всех потенциальных объектов. Полученные сведения он проверил серией собственных наблюдений, в ходе которых полгода расширял свой каталог до 40 объектов. Почти половину из этих объектов до него никто не отмечал. В последующие годы Мессье вернулся к поиску комет. Он временно оставил каталог, добавив в него несколько отличных от комет объектов (к примеру, всем известные Плеяды и туманность Ориона). Вероятно всего, он сделал это, чтобы расширить его и издать свою первую версию каталога с 45 объектами.

После первого издания каталога в 1771 году Мессье поставил себе задачу описать все туманные объекты, видимые в его телескоп. Не только кометоподобные. За период с 1771 по 1779 год Мессье с переменным успехом открывал и переоткрывал новые объекты для своего каталога. Второе издание, вышедшее в 1780 году, содержало уже около 70 объектов. Последующий дополнение каталога Мессье проводил с Пьером Мешеном, который открыл большинство из объектов их совместной работы. По большей части Мессье занимался проверкой их и внесением в каталог. Третье издание вышло в 1781 году. Оно содержало более ста объектов.

Завершение каталога

В 1780-х легендарный астроном Уильям Гершель также занялся поиском туманных объектов. Его работа была на порядок продуктивнее поисков Мессье. Созданные им телескопы были, пожалуй, лучшими в то время. За двадцать лет работы он открыл более 2500 объектов. В последствие это станет началом NGC-каталога, который издадут уже к концу 19 века. Мессье отметил, что его целью было составить список объектов, видимых в телескопы, оптимальные для поисков комет. Аппаратура Гершеля не слишком подходила к этому. Поэтому хоть в каталоге Мессье было намного меньше объектов, именно эти объекты соответствовали его первоначальным целям.

Мессье хотел дополнить свой каталог и расположить объекты в более удобной нумерации. Однако, не смотря на то, что он открыл ещё несколько объектов, работа над каталогом так и не была продолжена. Вероятнее всего, это связано с несчастным случаем, произошедшее с ним в 1781 после падения с восьмиметровой высоты. Он долго восстанавливался после этого инцидента. Французская революция осложнили дальнейшую астрономическую работу Мессье. Поэтому сам автор каталога навсегда оставил своё детище.

Каталог Мессье подвергся дополнениям уже в 20 веке. В него включили объекты, открытые Мессье, но так и не внесённые им в каталог. Таким образом, современный M-каталог включает 110 объектов вместо 103, которые были в последнем издании при жизни автора.

Объекты каталога

Каталог от астрофотографа Michael A. Phillips

Каталог Мессье содержит 40 галактик, 10 туманностей (6 галактических и 4 планетарных) и 57 звёздных скоплений (28 рассеянных и 29 шаровых). Самым ярким объектом являются Плеяды, которые легко различимы невооруженным глазом, самые тусклые имеют звездную величину, превышающую 10. Все эти объекты не имеют какого-либо порядка. Галактики входят в различные группы имеют самые разные размеры и удалённости от нас. Точно также обстоит дело с объектами других категорий.

Ещё три объекты не вписываются ни в одну из этих категорий. M40 является обычной оптической парой звёзд, M24 и вовсе является «пустотой». Как известно, свет от далёких звёзд нашей галактики скрыт от нас газо-пылевой пеленой Млечного Пути. M24 является всего-лишь просветом этой пелены, сквозь которую видны далёкие звёзды. Оба этих объекта даже не включены в NGC-каталог. Третьим объектом является скопление звёзд, которые также, вероятнее всего, является лишь оптической иллюзией, а не физически-связанным объектом.

Не смотря на свою разнородность объектов и отсутствие какой-либо их систематизации, каталог Мессье остаётся основным каталогом астрономов-любителей. Практически все его объекты в идеальных условиях видны даже в бинокль. В некоторых широтах северного полушария два раз в год абсолютно все объекты каталога можно увидеть за одну ночь. Некоторым астрономам удавалось совершить «Марафон Мессье» - без автоматических систем наблюдения за одну ночь успеть зарегистрировать все 110 объектов каталога. Наверняка каталог Мессье ещё долго будет оставаться «первым гидом» для любого начинающего наблюдателя.

110 объектов каталога Мессье за одну ночь. Автор Brian Ottum