Рассеянное скопление M67

Рассеянное звездное скопление M67

Общие сведения

Рассеянное скопление M67 (др. название NGC 2682) – рассеянное звездное скопление, которое расположено в созвездии Рака. Находится на расстоянии 2610 – 2930 световых лет (830 парсек) от Земли.

Рассеянное скопление M67 было открыто в 1779 году немецким астрономом Иоганом Келером. Позже данный объект попал в каталог Шарля Мессье под номером 67.

Данное рассеянное скопление является одним из самых старых известных рассеянных скоплений, его возраст оценивается в 3,2—5,0 миллиарда лет. Скопления, которые старее M67 – находятся значительно дальше него и потому хуже изучены.

В состав скопления Мессье 67 входит более 500 звезд, среди которых множество красных гигантов, примерно 150 белых карликов, около 100 звезд подобных Солнцу и около 11 ярких оранжевых гигантов спектрального класса K.

Разнообразие типов звезд скопления проявляется в разнообразии цветов

Средний возраст звезд скопления составляет 4 миллиарда лет (практически как возраст Солнца). Большинство звезд расположены равномерно, то есть на одинаковом расстоянии друг от друга. Рассеянное скопление Мессье 67 завершило процесс сегрегации, то есть наиболее массивные звезды расположились у центра, в то время как более легкие отошли во внешние области скопления. По современным оценкам масса данного скопления оценивается в 1400 солнечных масс, а в момент образования скопления его масса была в 10 раз больше.

В 2014-м году в рассеянном скоплении M67 было обнаружено три планеты, а в 2016-м – еще одна. Все они – газовые гиганты, которые находятся ближе к звездам, нежели зона обитания с жидкой водой.

Размеры объекта Мессье 67 в масштабах градуса

Данное рассеянное скопление настолько большое, что в некоторых регионах при очень хороших погодных условиях и остром зрении его можно наблюдать невооруженным глазом. Через линзы телескопа звездное скопление M67 будет похоже на вытянутое светлое пятно, а также – на амебу с выступами на юго-запад и восток. Чтобы различить в скоплении сотни звезд – потребуется телескоп с апертурой от 200 мм.

Структура скопления такова, что концентрация звезд значительно растет к центру скопления, в результате чего объект Мессье 67 несложно различить на не очень звездном фоне. Кроме того, размеры скопления достигают размеров полной Луны – 30 угловых минут.

Лучший сезон для наблюдения этого звездного скопления – зима. Ориентиром для поиска этого скопления может быть звезда Акубенса или Альфа (α) Рака (4,3m), которая находится восточнее скопления.

Положение скопления Мессье 67 в созвездии Рака