Галактика Водоворот М51

Галактика Водоворот M 51 расположена в созвездии Гончие Псы. Ее диаметр оценивают в 30,7 тысяч парсек, а удаление от Солнца – в 11,3 млн. парсек. Рядом с М51 расположено другое космическое образование NGC 5195.

Галактику М51 обнаружил Шарль Мессье в 1773 году, а ее спиральное строение первым установил лорд Россе в 1845 г.

Центр галактики занят сверхмассивной черной дырой, вокруг которой движется разогретый ионизированный газ со скоростью более трех млн. км/час. Яркость в оптическом и радиодиапазоне выше яркости Млечного Пути во много раз. То есть в сердцевине Водоворота протекают более мощные процессы, чем в ядре нашей галактики.

Когда и где лучше наблюдать галактику М51

Как найти M51

Галактика Водоворот М51 относится к одной из наиболее известных систем звездного неба. Этому способствуют два фактора:

— Она визуально почти примыкает к другой галактике NGC 5195, что выливается в небывалую по красоте космическую феерию. Их ядра имеют одинаковую яркость, но спиральные рукава есть только у Водоворота. Представляется, что он втягивает материю NGC 5195 в себя, разматывая ее как клубок.

— Поскольку M51 обладает четко выраженными спиральными рукавами, а ее плоскость расположена по отношению к Земле перпендикулярно, она отлично видна землянам. Но ее сравнительно небольшие угловые размеры требуют большого увеличения, что возможно лишь при солидной апертуре.

Водоворот найти на звездном небе легко – он снизу от Алкаида в оконечности ручки «ковша» Большой Медведицы. Наиболее высоко в небе М51 располагается весной и летом, когда Гончие Псы стоят в зените.

Галактика М51 как источник вдохновения

Она – одна из заметных прекрасных образований в космосе, доступная для наблюдения землянам без сложных астрономических приборов. Многих людей галактика Водоворот вместе со своим спутником-компаньоном вдохновила на написание стихов, создание картин, изготовление ювелирных украшений.

Поразительно, как голландскому живописцу Ван Гогу удалось довольно реалистично воссоздать на своем гениальном по художественной ценности полотне «Звездная ночь» … галактику Водоворот М51? Ведь он о ней не имел ни малейшего представления! Первая фотография этого объекта была получена телескопом «Хаббл» только через 100 лет.

Какое будущее ожидает эти два объекта? М51 со временем может поглотить свою маленькую соседку или противоположный результат: они разлетятся в разные стороны.