Шаровое скопление M28

Общие сведения

Шаровое скопление M28 (др. название NGC 6626) – шаровое звездное скопление, которое расположено в созвездии Стрельца. Находится на расстоянии примерно 17 900 световых лет (5 500 парсек) от Земли.

Скопление было открыто французским астрономом Шерлем Мессье, который внес скопление в свой каталог под номером 28.

Данное шаровое скопление имеет общую массу 551 000 солнечных масс, диаметр 60 световых лет, а возраст оценивается в 12 миллиардов лет. Он содержит не менее 50 000 звезд. Для сравнения, в пределах 30 световых лет Солнца насчитывается только 400 или около того, площадь такого же размера, как объект Мессье 28.

Шаровое скопление Мессье 28

Ярчайшие звезды скопления достигают видимой величины в 15m. Также в скоплении обнаружено 18 переменных звезд типа RR Лиры – пульсирующих гигантов. Подобные объекты астрономы используют для измерения галактических расстояний. Помимо этого, имеется кандидат на переменную типа RV Тельца (желтый сверхгигант) и подтвержденная W Девы с периодом в 17 дней. Звезды такого типа бедны на метал и имеют малую массу.

Пульсары в скоплении

Шаровое скопление Мессье 28 занимает важное место среди подобных скоплений, так как является первым, в котором был обнаружен миллисекундный пульсар, представляющий собой быстровращающуюся нейтронную звезду, излучающую с периодом в 1 – 10 миллисекунд. Звезда PSR B1821-24 была найдена в 1986-м году обсерваторией Джодрелл-Бэнк.

Шаровое скопление Мессье 28

Позже астрономы обнаружили еще 11 пульсаров данного типа в этой же области. По этой причине скопление Мессье 28 является третьим по количеству пульсаров шаровым скоплением, вслед за Terzan 5 и 47 Тукана.

Шаровое звездное скопление M28 достаточно легко найти на небе, поскольку оно лежит менее чем в градусе на северо-запад от Кауса Бореалиса, одной из ярких звезд, образующих астеризм Чайника в Стрельце.

Скопление Мессье 28 в созвездии Стрельца

Однако, поскольку M28 не особенно яркое, оно невидимо для невооруженного глаза, а в бинокль появляется лишь как слабый участок света. Маленькие телескопы также покажут лишь туманный объект. Только телескопы диаметром более 150 мм позволят различить отдельные звезды.

На северо-востоке от скопления Мессье 28 лежит другое более яркое звездное скопление – M22.

Шаровое скопление M28 и его соседи

Лучшее время для наблюдения скопления Мессье 28 – лето.

• Прямое восхождение – 18 ч 24,5 м