Созвездие Тельца

Схема Созвездия Тельца

Созвездие Телец среди зодиакальных созвездий является, пожалуй, одним из самых богатых на звезды. Расположившись в Северном полушарии, Телец становится наиболее удобным для наблюдения в период с ноября и до января.

Первобытный бык на звездном небе

Сложно себе представить, что без оптических приборов человек может увидеть аж 216 звезд созвездия. Под данным созвездием занято почти 800 квадратных градусов неба.

Созвездие Телец - вид в программу планетарий

Созвездие Телец — вид в программу планетарий

Территориально созвездие Телец располагается между созвездиями Овна и Близнецов, в северо-западном направлении от созвездия Орион. Кроме этих трех созвездий, около Тельца можно обнаружить также созвездия Эридана и Кита, Персея и Возничего. Данное созвездие хорошо просматривается на всей территории России. В средних широтах его видно практически круглый год, за исключением второй половины весны и первой половины лета. Если говорить о расположении Солнца в данном созвездии, то оно находится в Тельце с середины мая (14 число) до середины июня (19 число).

Звезда, которая во многом «даст фору» Солнцу

Звезда Альдебаран, снимок взят из каталога DSS

Фото Звезда Альдебаран, снимок взят из каталога DSS

Звезда Тельца, которая не просто является ярчайшей в данном созвездии, но и вообще среди всех 12-и зодиакальных созвездий, имеет красивое название Альдебаран. Данная звезда является альфой Тельца первой звездной величины (0,85m) и является одной из самых заметных звезд на всем небосводе. Альдеберан располагается на голове описываемого созвездия, ввиду чего ранее ее нередко называли глазом Тельца. Другими известными названиями светила являются Лампарус или Палилий.

Альдебаран имеет спектральный класс K5 III и принадлежит к категории нормальных гигантов, обладая оранжевым цветом. Около данной звезды на расстоянии нескольких сотен астрономических единиц вращается звезда-компаньон. Последний является красным карликом класса М2. Расстояние от Альдебарана до нашей планеты составляет где-то 65 световых лет.

Альдебаран

Фото Альдебаран

Сейчас Альдебаран находится в стадии активного сжигания гелия, что ведет к увеличению его размеров. В настоящее время альфа Тельца увеличила свой диаметр до 38 солнечных диаметров. Альдебаран обладает массой, сопоставимой с 2,5 массами нашего Солнца, и светимостью, превышающей солнечный показатель в 150 раз. Альфа Тельца является переменной звездой с нерегулярным и незначительным изменением блеска. Амплитуда изменения звездной величины блеска светила составляет всего лишь 0,2m.

Вторая по яркости, вторая по алфавиту

Звезда Нат или бета Тельца

Фото Звезда Нат или бета Тельца

Еще одной яркой звездой в созвездии Тельца является звезда Нат или бета Тельца второй звездной величины (1,65m). Часто данную звезду именуют Эль-Нат, что в переводе с арабского значит «бычьи рога». Данная звезда очень близко граничит с созвездием Возничего. Описанная Птолемеем в его «Альмагесте», данная звезда была одним из немногих небесных тел, который одновременно принадлежал к двум разным созвездиям. В данном случае – и к Тельцу, и к Возничему.

Звезда Нат относится к спектральному классу B7 III и расположена от Земли на расстоянии в 131 св. год. Бета Тельца является двойной звездой. Ее компаньон принадлежит к другому классу (В8) и удален от «родительской» звезды на угловое расстояние, равное 33 секундам дуги. Температура поверхности данного светила, которое медленно превращается в гиганта, равна 13600 К. Масса Эль-Нат больше солнечной в среднем в 4,5 раза, светимость в 700 раз, а радиус превысил солнечный в 5-6 раз.

Эта и Дзета «рогатого» созвездия

Звезды рассеянного скопления Плеяды

Телец интересен еще двумя звездами с созвучными, благодаря латинскому алфавиту, названиями. Первая из них именуется Эта Тельца или Альциона. Данное светило относится к кратным звездным системам, в ее составе насчитывается целых четыре компонента: A, B, C и D. Первый компонент – Альциона А – является Ве-звездой: из-за быстрого вращения ее форма не сферическая, а эллипсоидная. Звезда принадлежит к бело-голубым гигантам. Спектральный класс — B7IIIe, видимая звездная величина составляет около 2,87m.

Компоненты В и С являются звездами класса А0 главной последовательности с 6-й и 8-й звездными величинами, соответственно. В свою очередь, Альциона С – звезда переменная, которая почти каждые полтора часа меняет свой блеск на 0,05m. Последний компонент – Альциона D – это звезда спектрального класса F2. У данного бело-желтого карлика видимая звездная величина равна 8,7m. Все четыре звезды Эты Тельца можно легко рассмотреть с помощью телескопа.

Дзета Тельца

Фото Дзета Тельца

Дзета Тельца расположилась в 417 световых годах от нас. Эта двойная система также является представителем Ве-звезд, как компонент Альциона А. У Дзеты Тельца не появилось традиционного названия. Она имеет третью звездную величину (2,97m) и отнесена к классу по спектру B4IIIpe/G8III. Яркий сине-белый гигант в двойной системе дзета Тельца обладает необычайно сильной светимостью, которая в целых 5700 раз сильнее солнечной.

Дзета Тельца и Крабовидная туманность

Фото Дзета Тельца и Крабовидная туманность

Т Тельца

Т Тельца - переменная звезда в созвездии Тельца

Фото Т Тельца — переменная звезда в созвездии Тельца

Знаменитая переменная звезда, являющаяся прототипом переменных звёзд типа T Тельца. Эта звезда находится на ранней стадии эволюции, ее звездный материал из медленно вращающегося околозвёздного диска выпадает на формирующуюся звезду, а в ее ядре водород конденсируется в протозвезду. Протозвезда — это центральная часть огромного облака газа и пыли, массой примерно в 1000 солнечных масс, сжимающаяся под действием собственного веса.

Рассеянные скопления звезд в Тельце

В созвездии Тельца располагаются два известных с доисторических времен, рассеянных скопления небесных светил.

Гиады

Гиады или M44

Фото Гиады или M44

Первое из них именуется Гиадами. Его можно без затруднений рассмотреть невооруженным взглядом, поскольку в наиболее плотно засеянном звездами месте располагается самая яркая составляющая Тельца — звезда Альдебаран. Сама альфа созвездия в составе скопления не числится, а только проецируется на него. Всего в данном созвездии можно обнаружить порядка двух сотен звезд, самыми яркими среди которых считается порядка 4-х десятков.

Примерный диаметр скопления Гиад составляет около 70 световых лет, тогда как удаление данного небесного объекта от Земли составляет 130 св. лет. Приблизительный возраст всего скопления примерно 620-650 млн. лет. Самыми яркими звездами в скоплении считаются Эпсилон, Гамма, Тета и Дельта Тельца.

Плеяды

Фото Плеяды

Вторым любопытным скоплением в Тельце являются Плеяды, которое также занесено в каталог объектов Мессье под индексом М45. Данное молодое скопление очень просто обнаруживается на небе даже без применения бинокля, поскольку сформировано оно преимущественно горячими и яркими звездами синего цвета. Плеяды удалены от нас примерно на расстоянии 440 св. лет и включают в общем порядка 1000 звездных тел.

Свое название звездное скопление получило благодаря самым ярким девяти составляющим. Семь из них названы именами мифических греческих сестер (одноименных Плеяд) и еще две — именами двух их родителей. Научно доказано, что данное скопление является физически объединённой группой звезд, а не просто случайным набором звезд, оказавшихся рядом друг с другом. Плеяды хорошо видны зимой в Северном полушарии неба, а летом – в Южном.

Крабовидная туманность

Знаменитая Крабовидная туманность в высоком разрешении

Фото Знаменитая Крабовидная туманность в высоком разрешении

Красочная диффузная туманность, которая появилась на звездном небе благодаря взрыву сверхновой под названием SN 1054. Данная туманность называется Крабовидной. В астрономических каталогах – это объект Мессье под номером один – М1.

Крабовидная туманность M1

Фото Крабовидная туманность M1

Описываемую туманность открыли еще в 1731 году. Она удалена от Земли на расстояние примерно 6500 св. лет. На данный момент ее диаметр составляет около 11 световых лет, но при этом он продолжает расти и расширятся в среднем на полторы тысячи километров ежесекундно. Туманность еще называют пульсарной, благодаря расположению в ее центре пульсара. Им является нейтронная звезда, которая, вращаясь, испускает радиоволны, гамма-лучи и звездный ветер, который питает всю туманность.

История

Созвездие Телец, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Телец – созвездие достаточно древнее. Полагалось, что открыто оно было еще математиком Евдоксом, жившим задолго до начала нашей эры, однако, скорее всего он просто первым описал рассматриваемое созвездие. Телец также числится в каталоге «Альмагест» грека Птолемея. Согласно древнегреческой мифологии, Телец является тем самым быком, в которого обратился однажды Зевс с целью похищения Европы. На себе он перевез богиню по морю на греческий остров под названием Крит.

Список созвездий зимнего неба