Туманность Гантель

M27 или туманность ГантельТуманность Гантель или М27 – это реальная иллюстрация яркого финала эволюции далекой звезды, оболочка которой превратилась в разноцветное облако газа, занимающего целые участки глубокого космоса.

Открытие

Это была первая в истории земной астрономии туманность, открытая Шарлем Мессье, знаменитым французским «ловцом комет», в 1764 году. Он составил обширный каталог неподвижных объектов, в котором обнаруженному им скоплению газа был присвоен номер 27. Это космическое образование имеет продолговатую форму и слабозаметные «ушки». Несмотря на название Гантель, туманность этот спортивный снаряд напоминает весьма отдаленно.

Местоположение в космосе

Созвездие Стрела и Лисичка

Созвездие Стрела и Лисичка. Туманность М27 отмечена выше и левее центра

Объект располагается на небосводе Северного полушария в тусклом созвездии Лисички. Оно не может похвастать яркими светилами, поэтому именно планетарная туманность М27 сделала его известным.

Крабовидная туманность

Krabovidnaya tumannost snyataya cherez uzkopolosnyie filtryi 1024x821 - Туманность Гантель

От Земли объект отделяет 1250 световых лет. Хорошую видимость на огромном расстоянии ему обеспечивает яркость в 7,4 звездной величины.

Что называют планетарной туманностью?

Изучая спектры туманностей типа Гантель, Хаггинс заметил, что они имеют значительные отличия от аналогичных показателей класса звезд, схожих с Солнцем. Ученый пришел к выводу, что подобные образования – это не скопления светил, а облака мерцающего газа гигантских размеров. Такое утверждение справедливо, ведь планетарная туманность – это газовая оболочка, покинувшая свою сгоревшую звезду. В процессе существования она постоянно расширяется и через 10 тыс. лет становится такой разреженной, что теряется из вида.

Остывшие молекулы водорода, разлетевшись по космосу, дают начало рождению новых звезд. А своим свечением небесный объект обязан непрерывному ультрафиолетовому потоку угасающего светила, которое воздействует на атомы составляющего образование газа. Планетарная туманность может приобретать различную форму: кольца, круга, гантели или просто неправильную. Свои названия такие объекты часто получают именно по этому признаку – «Спираль», «Гантель», «Круг».

Как возникла туманность М27?

Планетарная биполярная туманность М27 Гантель в созвездии Лисички

При сгорании всего водорода и гелия в ядре исходной звезды, произошел процесс его сжатия, внешняя же оболочка расширилась, потеряв былую яркость. Теперь небесное тело стало красным гигантом. Внешний слой вскоре окончательно утратил связь с плотным ядром и разлетелся в виде ионов газа. На последнем этапе своей эволюции звезда превратилась в туманность, названную из-за вытянутой формы Гантель. В центре остался белый карлик, который не изменит свое состояние до полного остывания. Туманность Гантель появилась в космическом пространстве всего около 3 или 4 тысячелетий назад. Она занимает в созвездии Лисички 8 угловых минут.

Интересные факты

Туманность Гантель, также известная как M27

М27 – отличный объект для наблюдения в ясную погоду. Его можно рассмотреть даже в городе, хотя вдали от освещения впечатление от просмотра будут более яркими, как и сама туманность. Образование имеет интересный цветной облик и хорошо заметно даже в обычный бинокль или любительский телескоп. Летние месяцы оптимальны для его наблюдения. А ориентиром в поиске туманности служит острие созвездия Стрела.

Наше Солнце относится к классу небольших звезд, которые оканчивают свое существование, превращаясь в белых карликов. Потому-то вполне вероятно, что однажды на его месте появится, играя всеми красками, удивительная планетарная туманность, подобная объекту М27.