Рассеянное скопление Ясли

Общие сведения

Рассеянное скопление Ясли (др. названия: M44, NGC 2632, «Улей», ранее — эпсилон Рака) – рассеянное звездное скопление, которое расположено в созвездии Рака. Находится на расстоянии около 580 световых лет (178 парсек) от Земли. Является объектом каталога Мессье 44 и одним из ближайших к нам скоплений, после Движущейся группы звезд Большой Медведицы, скоплений Гиад и Плеяд.

Рассеянное скопление Ясли впервые было зарегистрировано Галилео Галилеем, который наблюдал его в 1609-м году и смог разделить на 40 отдельных звезд. Позже французский астроном Шарль Мессье точно определил положение скопления на небе и внес его в свой одноименный каталог.

Однако, данное скопление было известно еще в древности. Так греческий поэт Арат из Сол называл M44 «маленький туман» или «маленькая дымка» в своем произведении «Фаиномена» в 260 г. до н.э. Данное скопление упоминается в трудах Гиппарха и Птолемея (как «туманная масса в груди Рака»).

Древние греки и римляне видели скопление Ясли как кормушку, из которой ест пара ослов. В качестве ослов выступали звезды Гамма (δ) и Дельта (γ) Рака. Согласно мифам, младший из олимпийцев, бог виноделия Дионис вместе с Гефестом отправился на этих ослах на войну с гигантами. Когда ослы учуяли гигантов – они заревели, что спугнуло гигантов и они убежали.

Положение галактического скопления M44 в созвездии Рака

Положение галактического скопления M44 в созвездии, между звездами Дельта и Гамма Рака

Описание скопления Ясли

Возраст данного скопления оценивается примерно в 730 миллионов лет. Включает в себя более тысячи звезд, ярчайшие из которых шестой звездной величины. Масса M44 оценивается в 500-600 солнечных масс. Ярчайшие звезды скопления имеют видимую звездную величину около 6 – 6,5.

Ранее всему рассеянному скоплению Ясли приписывали название эпсилон Рака, однако теперь так именуется одна из самых ярких звезд скопления, другое название которой 41 Рака. Яркое центральное ядро ​​скопления имеет диаметр около 22,8 св. лет (7 парсек).

Примечательно, что скопления Ясли и Гиады имеют несколько схожих черт, основная из которых – одинаковые скорость и направление движения. Из этого может следовать, что эти скопления, вероятно, образовались из одного межзвездного облака. Оба эти скопления содержат красных гигантов и белых карликов, которые представляют собой более поздние стадии эволюции звезд.

В 2012-м году впервые были обнаружены две планеты, газовые гиганты вроде Юпитера, у звезд Pr 0211 и Pr 0201, принадлежащих данному скоплению. Данное открытие примечательно тем, что планеты вращаются вокруг звезд, подобных Солнцу.

Фото, сделанное проектом 2MASS

Рассеянное скопление Ясли можно наблюдать невооруженным глазом в созвездии Рака как размытое светящееся округлое пятно. Располагается между звездами Гамма (δ) и Дельта (γ) Рака. Второе название рассеянного скопления Ясли – «Улей» дано в результате внешнего вида скопления. При наблюдении M44 можно отметить множество желтых и оранжевых звезд, ассоциирующихся с пчелами.

Лучшее время для наблюдения в северных широтах – вечером с февраля по май, когда созвездие Рака занимает самое высокое положение в небе.

• Видимая звездная величина — +3,7