Общие сведения

Галактика Южная Вертушка M83 (др. названия: NGC 5236, UGCA 366) – спиральная галактика с перемычкой, которая находится в созвездии Гидра. Расположена на расстоянии примерно 15 миллионов световых лет (4,6 млн парсек) от Земли.

Данную спиральную галактику обнаружил французский астроном Никола Лакайль в 1752-м году, позже Шарль Мессье внес ее в свой каталог под номером 83.

Галактика Южная Вертушка M83

Спиральная галактика Южная Вертушка стала первой галактикой, которая была обнаружена за пределами Местной Группы, в которой расположен Млечный Путь. Заметно большая перемычка простирается на треть длины всей галактики. Она активно втягивает окружающий материал, и скорее всего является причиной активного звездообразования в галактике.

Область активного звездообразования вблизи галактического ядра

Область активного звездообразования вблизи галактического ядра (светлое пятно справа)

При помощи телескопа Хаббл было выявлено, что ядро объекта Мессье 83 – двойное. Однако, это не обязательно означает, что в центре Южной Вертушки находятся две сверхмассивные черные дыры. Возможно, что вокруг одной черной дыры вращается орбитальный звездный диск, который и создает иллюзию двойственности. Впрочем, ни одно из возможных ядер галактики не совпадает с ее центром. Также, есть вероятность, что двойственность вызвана тем, что Южная Вертушка некогда слилась с другой галактикой.

Фото объекта M83 в диапазоне радио (слева) и ультрафиолетовом (справа)

Фото объекта M83 в диапазоне радио (слева) и ультрафиолетовом (справа). Мощное ультрафиолетовое излучение обычно присущее детским звездам.

В галактике Южная Вертушка было обнаружено 3 000 звездных скоплений, возраст некоторых достигает 5 миллионов лет. Объект Мессье 83 удаляется от нас с ускорением в 337 км/с.

Интересные объекты

В прошлом веке астрономы заметили 6 сверхновых, расположенных в галактике Южная Вертушка: SN 1923A, SN 1945B, SN 1950B, SN 1957D, SN 1968L и SN 1983N. Помимо этого было найдено более 300 остатков от сверхновых.

В 2014-м году ученые обнаружили относительно легкую черную дыру MQ1, которая интенсивно поглощает окружающие ее тела и пыль.

Галактика Южная Вертушка M83

В 2015-м году при помощи телескопов «Спитцер» и «Хаббл» было выявлено два объекта, кандидата на звезды типа η Киля. Это гигантские нестабильные звезды с массами в сотни масс Солнца.

Достаточная близость галактики Мессье 83 к нам позволяет разглядеть ее даже в бинокль 10 х 50 – будет выглядеть как светящееся пятно с ярким ядром. Телескоп с апертурой в 150 мм позволит разглядеть темные пятна галактики, а с апертурой в 250 мм – изучить спиральную структуру и темные полосы пыли галактики.

Галактика Южная Вертушка находится на границе созвездий Гидра и Центавра, 6,5 градусов на юг и 3,15 градусов на восток от Гамма (γ) Гидры, в 6,2 градусах на запад от Фи (φ) Гидры.

Положение галактики M83 в созвездии Гидры

И хотя галактика M83 не поднимается высоко над горизонтом северного полушария, во время весны ее можно благополучно наблюдать.

• Прямое восхождение – 13 ч 37 м 00,919 с