Шаровое скопление M22

Общие сведения

Шаровое скопление M22 (др. название NGC 6656) – шаровое звездное скопление, которое расположено в созвездии Стрельца. Находится на расстоянии примерно 10 400 световых лет (3 200 парсек) от Земли.

Скопление было открыто немецким астрономом любителем – Абрахомом Иле, позже французский астроном Шарльем Мессье внес скопление в свой каталог под номером 22.

Шаровое скопление M22

Данное шаровое скопление является одним из ярчайших и ближайших шаровых скоплений к Солнечной системе. Содержит не менее 83 000 звезд, ярчайшие из которых достигают величины 11m. Среди звезд скопления обнаружено 32 переменные звезды.

Скопление имеет эллиптическую форму и диаметр в 100 световых лет, а его масса составляет 500 000 масс Солнца. Возраст шаровое скопления Мессье 22 оценивается в 12 миллиардов лет. Объект M22 удаляется от нас со скоростью 149 км/с.

Шаровое скопление M22 и соседние объекты

Интересные объекты в M22

Загадочные черные дыры

В 2012-м году при помощи рентгеновской обсерватории Чандра было подтверждено обнаружение двух черных дыр, которые расположены в пределах данного шарового скопления. Их открытие говорит о том, что в кластере может находиться от 5 до 100 черных дыр, а также многочисленные черные дыры могут существовать и в других кластерах. Наличие черных дыр и их взаимодействие со звездами объекта Мессье 22 могут объяснить необычно большую центральную область кластера.

Каждая из этих двух черных дыр, обозначаемых M22-VLA1 и M22-VLA2, имеют спутников, с которых тянут с материю. Украденный материал — газ и пыль — образует аккреционный диск вокруг каждой черной дыры, и выбросы от этих дисков — это то, что ученые смогли обнаружить. Без них черные дыры остались бы скрытыми.

Мессье 22 является одним из четырех шаровых скоплений, которые содержат планетарную туманность. Размеры туманности в M22 не позволяют любителям-астрономам ее обнаружить. Возраст туманности оценивается всего в 6 000 лет, также в ней обнаружена голубая звезда.

Гравитационное линзирование

Объект Мессье 22 вращается вокруг центра Млечного Пути каждые 200 миллионов лет. Положение скопления перед галактической выпуклостью полезно для ученых, поскольку M22 оказывает гравитационное воздействие на свет звезд в выпуклости, расположенных за скоплением. Речь о гравитационном линзировании.

Так в 1999-м году телескоп Хаббл наблюдал шесть коротких событий микролинзирования звезд в данном шаровом скоплении. Яркость звезды, расположенной позади такого объекта становилась нестабильной примерно на 20 часов. Также наблюдалось десятикратное увеличение яркости звезды на 18 дней. В результате этого было обнаружено шесть объектов размером с планету и массой в 80 раз больше Земли.

Сердце скопления Мессье 22

Хотя высокая яркость (5.5m) шарового скопления Мессье 22 делает его ярчайшим в северных широтах, его наблюдение несколько затруднительно. Дело в том, что для жителей северного полушария созвездие Стрелец поднимается совсем невысоко над горизонтом. Однако, если созвездие над горизонтом, то скопление можно обнаружить даже невооруженным глазом. Бинокль покажет скопление как светлое пятно, а вот любительские телескопы уже позволят различить ярчайшие звезды скопления M22.

Положение скопления M22 в созвездии Стрельца

Звездное скопление можно найти в 2.5 градусах на северо-восток от звезды Каус Бореалис или Лямбда (λ) Стрельца, которая находится в верхней точке «ручки» Чайника и имеет видимую звездную величину 2,82m.

Лучшее время для наблюдения скопления Мессье 22 – лето.

• Прямое восхождение – 18 ч 36 м 18 с