Шаровое скопление М14

Скопление Messier 14 (по другому каталогу NGC 6402) отстоит от Солнечной системы на расстоянии 30 300 световых лет, имея в диаметре около 100 световых лет. В его состав входит несколько сотен тысяч звёзд, причём 70 из них переменные. Многие из переменных этого скопления астрономы относят к типу W Девы.

Видимая звёздная величина М14 равна 7,6m, а наблюдаемые угловой диаметр — 11,0′.

Шарль Мессье оказался первооткрывателем скопления, внеся его в свой список в июне 1764 года. Астроном оставил запись об объекте, как о туманности, находящейся «в перчатке на правой руке Змееносца».

Интересные характеристики

Шаровое скопление М14 имеет ориентировочную массу в 1,2 млн. Солнц. С этим скоплением связана одна интересная история. В 1964 году астрономы, изучая снимки ночного неба, сделанные ещё в 30-х годах, обнаружили, что в 1938 году в скоплении М14 вспыхнула новая. Но из-за слишком позднего обнаружения не удалось отследить динамику изменения её яркости, хотя в момент взрыва она в 5 раз превысила светимость самых ярких звёзд скопления.

Наблюдение

• Прямое восхождение: 17ч 37м 35.
  • Склонение: -03° 15′.

Исходя из таких координат, шаровое скопление лучше наблюдать летом. Из-за низкой яркости и отсутствия выраженных ориентиров, находящихся поблизости, отыскать М14 в Змееносце непросто даже с биноклем. Обычно пишут, что если соединить прямой линией  ν и σ Змееносца, искомое скопление окажется чуть южнее её середины. В 3º юго-западнее от М14 располагается слабо видимое скопление NGC 6366.

Чтобы увидеть хотя бы отдельные периферийные звёзды скопления, нужен телескоп с апертурой не менее 200 мм. Звёзды в ядре М14 начинают различаться при апертуре от 350 мм.

В известном «марафоне Мессье» соседями скопления являются М29 и М9.