Рассеянное скопление M103

Общие сведения

Рассеянное скопление M103 (др. название NGC 581) – рассеянное звездное скопление, которое расположено в созвездии Кассиопеи. Находится на расстоянии примерно 7 150 световых лет (2 192 парсек) от Земли.

Скопление было открыто французским астрономом Пьером Мешеном в 1781-м году, позже Шарль Мессье внес его в свой каталог под номером 103.

Данное рассеянное скопление является одним из наиболее крошечных и отдаленных скоплений в каталоге объектов Мессье. В скопление Мессье 103 входит 172 звезды, наиболее яркие из которых имеют величину 10,5 – гиганты и сверхгиганты. Большинство звезд представлены молодыми и горячими голубыми звездами. Центральным объектом рассеянного скопления M103 является красный гигант спектрального класса M6 III и видимой величиной 10,8m.

Диаметр скопления M103 оценивается в 17 световых лет, а возраст – около 25 миллионов лет, либо 30% от возраста скопления Плеяды.

Хотя рассеянное звездное скопления довольно далеко и малых размеров – его можно наблюдать в бинокль как светлое пятно. Различить ярчайшие звезды можно при помощи инструмента с апертурой более 100 мм.

Чтобы найти данное скопление, следует отталкивается W-астеризма созвездия Кассиопеи. Галактика расположена в градусе на восток от звезды Рукбах данного астеризма.

Созвездие Кассиопеи открыто для наблюдателей в северном полушарии круглый год, но лучшее время для наблюдения – зима.

• Прямое восхождение – 01 ч 33,4 м 00 с