Туманность M78

Общие сведения

Материалы по теме

Туманность де Мерана

Туманность M78 (др. название NGC 2068) – отражательная туманность, которая расположена в созвездии Орион. Находится на расстоянии примерно 1 600 световых лет (490,56 парсек) от Земли.

Туманность была открыта французским астрономом Пьером Мешеном в марте 1780-го года и позже была внесена в каталог Шарля Мессье под номером 78. Включает в себя 3 объекта: NGC 2064, NGC 2067 и NGC 2071.

Отражательная туманность – означает, что ее собственное свечение незначительное в силу малого количества ионизированного газа. Однако, такая туманность подсвечивается близлежащими звездами. В случае с туманностью Мессье 78, ее источниками света являются звезды HD 38563A и HD 38563B, видимая звездная величина которых достигает 10m.

Туманность M78 содержит 45 переменных типа Т Тельца, которые еще не вступили на главную последовательность диаграммы Герцшпрунга-Рассела. Также имеется 17 объектов Хербига-Аро – небольшие участки туманности, которые образуются в результате выброса газа молодыми звездами, и последующего его взаимодействия с окружающими звезду облаками пыли и газа. Столкновение газов звезды и окружающего вещества происходит на скоростях в несколько сотен километров в секунду.

Туманность M78

Соседи

Данная туманность относится к комплексу молекулярных облаков созвездия Ориона, является ярчайшим объектом этого комплекса. Сам комплекс имеет протяженность в сотни световых лет и лежит в области между поясом и мечом Ориона. В комплексе присутствуют также туманности M42, M43, IC434, Конская Голова, Пламя, Петля Барнарда и Sh2-264.

Соседи туманности Мессье 78 (сверху вниз): туманность Пламя, Конская Голова, де Мерана, Ориона

Обнаружить туманность Мессье 78 – не составляет никакого труда, так как она находится на полтора градуса восточнее и на два градуса севернее звезды Альнитак (Дзета (ζ) Ориона) – крайняя восточная звезда пояса Ориона. Вблизи этой же звезды находятся примечательные туманности Пламя и Конская Голова.

При помощи крупного бинокля можно увидеть данную туманность как две размытые звезды. С использованием телескопа с апертурой 200 мм и более глазам наблюдателя представится детальная структура туманности.

Лучшее время для наблюдения туманности Мессье 78 – зима.

• Прямое восхождение – 05 ч 46 м 46,7 с