Знаменитое скопление Плеяды

Рассеянное скопление М45 Плеяды от Marco LorenziПлеяды – рассеянное звездное скопление, которое насчитывает свыше 1000 звезд, из которых мы видим только четырнадцать.

Плеяды — рассеянное звездное скопление известное жителям нашей планеты с давних времен. Как только не называли это созвездие древние славяне: «Стожары», «Семь сестер» и т.п. Сегодня, как отечественным, так и зарубежным астрономам достоверно известно, что плеяд вовсе не семь. Данный астеризм насчитывает свыше тысячи звезд, которые произошли из одного молекулярного облака. Это означает, что данные небесные светила объединены общей структурой, составом, а также близки друг к другу по возрасту.
Согласно теории Герцшпрунга-Рассела, которая позволяет определить приблизительный возраст звезд, ориентируясь на ту стадию их эволюционного периода, в которой они находятся в данный момент, возраст плеяд равен примерно 75-150 миллионам лет. Такой широкий разброс в возрасте звезд данного скопления вызван несовершенством названного выше метода его вычисления.

Диаграмма Герцшпрунга-Рассела

Более точный возраст плеяд можно определить, проанализировав одни из мельчайших объектов данного астеризма – коричневые карлики. Коричневые карлики – это звезды, которые на протяжении достаточно длительного периода времени могут удерживать литий в своей массе. В простых же звездах этот химический элемент сгорает практически сразу, после их образования. Таким образом, обнаружив самые древние коричневые карлики в плеядах, можно определить возраст всего звездного скопления, которое произошло из общего молекулярного облака. Согласно результатам, полученным при помощи данного метода, возраст рассеянного звездного скопления плеяды равен примерно 115 миллионам лет.

Расположение и наблюдение

Снимок туманности Калифорния и рассеянного скопления Плеяды. Автор Rogelio Bernal

Плеяды — рассеянное звездное скопление, которое известно во многих культурах. Нетрудно догадаться, что раз об этих звездах слышали многие народы мира, то, скорее всего, плеяды очень легко наблюдать. Действительно, плеяды можно наблюдать в Северном полушарии неба в конце зимы и в начале весны. Особенно хорошо они видны в широтах России, Украины и Белоруссии. Древние племена славян, населяющие эти территории, называли данный астеризм – «Стожары», и ассоциировали его с богом плодородия Велесом. Связано это предположительно с тем, что плеяды появляются в вышеназванных широтах вначале весны, в период посева сельскохозяйственных культур.

Рассеянное звездное скопление – Плеяды находится в созвездии Тельца. Если наблюдать плеяды невооруженным глазом, можно заметить семь ярких звезд. Как правило, это Альциона, Атлас, Электра, Майя, Меропа, Тайгета и Плейона. Звезды мы специально расположили здесь по уменьшению воспроизводимой ими яркости – от самой яркой до более тусклых звезд. Звездная величина самой яркой звезды данного астеризма Альциона равна 2,865 звездной величины. Звездная величина последней, из представленных здесь звезд Плейона равна 5,09. К слову, Плейона – это еще и переменная звезда.

Каждая из перечисленных выше звезд получила свое название в честь одной из семи дочерей Атланта, история которых пришла к нам из греческой мифологии. Согласно легенде, чтобы уберечь дочерей атланта – плеяд, от мести Ориона, который хотел уничтожить их за то, что они сражались на стороне титанов, во время войны последних с богами, Зевс превратил их в голубей и отправил на небо, где они находятся и сейчас, в виде созвездия, о котором мы ведем речь в этой статье. Мифологические плеяды неоднократно встречаются в произведениях Гомера – «Илиаде» и «Одиссеи».

Строение и состав

Звёздное скопление Плеяды

Однако это только на первый взгляд рассеянное звездное скопление Плеяды состоит из семи звезд. На самом деле, если использовать для наблюдения данного астеризма полевой бинокль можно обнаружить там уже 20-40 звезд. А вот если для их наблюдения вы используете хороший любительский или полупрофессиональный телескоп, эта цифра мгновенно вырастет в несколько раз.

Звездное скопление Плеяды занимает на небе достаточно обширную площадь. В диаметре она равна 12 световым годам. Причем на этой территории одновременно располагается свыше 1000 звезд, совокупная масса которых равна 800 масс нашего Солнца.

Рассеянное звёздное скопление Плеяды или Семь Сестёр

По некоторым подсчетам, система плеяд насчитывает свыше трех тысяч гравитационно связанных звезд. Причем значительная часть этих объектов представляет собой мелкие небесные светила. Обычно это белые или коричневые карлики, масса и состав которых недостаточен для излучения большого количества света, которое можно было бы наблюдать с Земли невооруженным глазом. Такие объекты можно наблюдать только при помощи специального оптического и радиолокационного оборудования. Есть данные, подтверждающие, что в плеядах достаточно часто встречаются двойные системы коричневых и белых карликов – крайне редкие астрономические объекты.

Плеяды — рассеянное звездное скопление, известное человечеству с незапамятных времен. Наскальные рисунки этого удивительного по красоте астеризма археологи находят практически во всех уголках мира. Как вы понимаете, эти рисунки сделаны задолго до начала нашей эры.

Поскольку плеяды зимой можно наблюдать в Северном полушарии, а летом – в Южном, нет ничего удивительного в том, что они видны на всех континентах мира, кроме Антарктиды. Поскольку для того чтобы увидеть ярчайшие объекты плеяд никакая техника не нужна, а достаточно только хорошего зрения и внимательности, упоминания об этих звездах встречаются в древнегреческих мифах, китайских трактатах и даже Библии. Из этого можно сделать вывод, что это созвездие человечеству было известно с незапамятных времен.

Однако первые серьезные наблюдения звездного скопления были предприняты только в XVIII веке. При помощи тогдашней оптической техники были предприняты попытки подсчитать общее количество звезд, входящих в данный астеризм. А вот, к примеру, ученый и по совместительству священник в 1767 году попытался подсчитать вероятность случайного образования такого огромного числа звезд на таком относительно маленьком участке неба. Согласно его данным она равнялась 1:500000, из чего пастор сделал вывод, что плеяды – гравитационно связанные звезды. В общем-то, он был прав.

Интересные факты

1. Плеяды отдалены от Земли примерно на 135 парсек.
  2. При некоторых обстоятельствах вокруг плеяд можно увидеть отражательную туманность – это облако космической пыли, подсвечиваемое звездами.
  3. По форме плеяды напоминают ковш Малой Медведицы.
  4. Первое наскальное изображение плеяд датируется 16500 годом до нашей эры.
  5. Примерно четверть от общего числа звезд, населяющих астрономическое скопление Плеяды, является бурыми карликами.