Метеорные потоки

Метеорный поток Эта-Аквариды

В истории Земли космические явления не раз играли драматическую роль, но красота живущего по своим законам Космоса многие века является для человечества вдохновляющим мотивом, говорящим о величии природы и необходимости её понимания и изучения человеком. Даже младшие школьники сегодня имеют представление о том, что такое метеор, по-древнегречески – «небесный». Это космический объект небольшой величины (осколок кометы или астероида), который вторгся в атмосферу Земли с огромной скоростью (15-80 км/сек) и сгорел в ней, оставив яркий след, который и наблюдают издревле люди. Метеорные потоки – красивейшее зрелище и интересное физическое явление.

Список метеорных потоков

Название Даты потока Пик потока Скорость км/с ZHR Интенсивность Прародитель (комета или астероид)
Геминиды 7 декабря —
Урсиды 17 декабря — 26 декабря 22 декабря 33 10 Сильная 8P/Туттля
Эта Аквариды 19 апреля — 28 мая 6 мая 66 60 Сильная 1P/Галлея
Ориониды 2 октября — 7 ноября 21 октября 66 25 Сильная 1P/Галлея
Ариетиды 22 мая — 2 июля 7 июня 39 60 Слабая 1566 Икар или 96P/Махгольца
Виргиниды (включают несколько потоков) конец января — начало мая март-апрель в зависимости от потока от 1 до 10 Слабая 2002 FC, 2003 BD44, 1998 SJ70

Более яркие, сгорающие в атмосфере объекты, называются болидами (греч. - «метательное копьё»). Их масса бывает невелика, до нескольких граммов, а часто составляет ничтожные доли грамма. Как же происходит горение таких частиц в атмосфере? Они нагреваются до высоких температур от трения о воздух и дробятся, после чего рассыпаются на высотах от 50 до 120 километров.

Существует градация метеоров по их формам движения: встречные, которые загораются на большой высоте и обычно бывают ярко белого цвета и догоняющие, слабо видимые и жёлтого цвета. Цвет и яркость также зависит от массы метеора, как и от величины скорости падения относительно Земли. Если скорость невысока, то свечение метеора происходит на небольшой высоте и продолжается дольше. В случае, если объект достаточно крупный, он распадается на части с разнообразными световыми эффектами, издавна поражавшими людей и вызывавшие разные описания, и толкования происходящего.

Падающий болид – достаточно крупная космическая частица, которая   выглядит, как белый светящийся шар с длинным хвостом-следом, ночью – ярким светящимся, днём – тёмным. Звуки, производимые болидом при падении и сгорании можно соотнести с грохотом, шумом, гулом и свистом одновременно. Кроме того, падение крупных болидов часто сопровождается нарушениями радиосвязи. Метеорное тело болида часто падает на Землю и становится метеоритом, вызывая неподдельный интерес к его поискам со стороны, как зевак – наблюдателей, так и серьёзных учёных.

Отличия между метеором и метеоритом или метеороидом

Необходимо понимать разницу между метеором и метеоритом или метеороидом. Метеор - это явление, а не объект, это светящийся след от метеороида или болида, причём далеко не все они падают на поверхность Земли или сгорают без следа, некоторые пролетают атмосферу насквозь и продолжают своё странствие по просторам Солнечной системы.

Схема отличия  кометы от астероида или метеорита
Схема отличия кометы от астероида или метеорита

Группировка метеоров в метеорные потоки – ещё одно проявление сил Космоса, которые случаются в одно и то же время года, на определённой стороне неба. Это обусловлено тем, что, так называемые «метеорные рои», постоянно циклично двигающиеся по Солнечной системе, в определённое время пересекают орбиту Земли и попадают в атмосферу.

Эти метеорные потоки являются порождением комет (или астероидов) из-за их разрушения в процессе таяния и при прохождении вблизи Солнца.

Радиант метеорного потока

Существует понятие радианта метеорного потока – точки, из которой вылетают метеоры и объясняется это близким расположением частиц космического вещества при попадании его в атмосферу Земли.  На сегодняшний день наукой подтверждено существование постоянно действующих 64 метеорных потоков, а ожидающих подтверждения – более 300.

Следует понимать разницу между метеорным потоком и метеоритным дождём. В первом случае, частицы космического вещества сгорают без следа в атмосфере, а во втором – выпадают в виде метеоритов на поверхность планеты.