Туманность Тройная (Трёхраздельная) М20

Эта туманность в созвездии Стрельца известна в англоязычной литературе под именем Трифид (трёхлепестковая). В её составе есть небольшое звёздное скопление, насчитывающее около 120 звёзд, а также три типа туманностей: эмиссионная, отражающая и поглощающая.

М20 отстоит от Солнечной системы на расстоянии около 5, 5 тыс. световых лет (по другим данным — от 2 до 9 тыс. св. лет), имеет угловой размер 20′ и диаметр около 50 световых лет.

Занесена Шарлем Мессье в его список небесных объектов 5 июня 1764 года. В своих записях астроном назвал М20 звёздным скоплением «между носом Стрельца и правой ногой Змееносца». Имя туманности дал Уильям Гершель.

Интересные характеристики

Туманность Тройная (Трёхраздельная) М20 считается одной из самых молодых в нашей Галактике. Её возраст оценивают в 300 тыс. лет. На примере М20 мы можем наблюдать, как формируются молодые звёздные скопления.

Одновременно, это один из красивейших объектов на нашем небе. Эмиссионная туманность имеет розовый цвет, отражающая — голубой, а поглощающая — интенсивно чёрный. Эти разноцветные зоны разделены между собой нескольким тёмными полосами межзвёздной пыли, сходящимися почти в центре М20.

Есть предположения, что в самом центре туманности находится массивная молодая звезда, излучение которой и подсвечивает всю туманность.

Нахождение

Координаты Messier 20:

• Прямое восхождение: 18ч 02.3м 00с;
  • Склонение: -23° 02′ 00″.

Туманность следует наблюдать летом. В полевой бинокль выглядит невзрачным пятнышком, но в телескоп с апертурой от 150 уже видно несколько центральных звёзд и тот факт, что туманность разделена даже на 4, а не на три части. При наблюдении за туманностью полезно использовать дипскай-фильтр.

В «марафоне Мессье» соседями «нашей» туманности являются М8 и М21.