Галактика M87

Общие сведения

Галактика M87 (др. названия: NGC 4486) – эллиптическая галактика, которая находится в созвездии Дева. Расположена на расстоянии примерно 53,5 миллиона световых лет (16,4 млн парсек) от Земли.

Данную эллиптическую галактику обнаружил французский астроном Пьер Мешен 18-го марта 1781-го года, позже Шарль Мессье внес ее в свой каталог под номером 87.

Галактика M87 и ее джет

Эллиптическая галактика Мессье 87 входит в Скопление Девы, не имеет плоского диска, сферичной формы. Является второй по яркости и одной из крупнейших галактик в Скоплении. Диаметр галактики равен примерно 120 000 световых лет, что близко к диаметру Млечного Пути. Однако, в силу своей сферичной формы масса галактики M87 может превышать массу нашей Галактики в 200 раз.

Данная эллиптическая галактика содержит триллион звезд и 12 000 шаровых скоплений. Примечательно, что в Млечном Пути шаровых скоплений не более 200. Также исследователи именно здесь впервые обнаружили шаровое скопление, движущееся со сверхскоростью (HVGC-1), которое вылетает из галактики. Возможно ранее в центре галактики Мессье 87 проживали две сверхмассивные черные дыры, что и вызвало подобное движение скопления.

Гигантское гало галактики M87

Джет и ядро

Отличительной чертой данной галактики является джет – струя энергетической плазмы, которая испускается ядром галактики и простирается не менее чем на 4 900 световых лет (1 500 парсек). Это также указывает на наличие сверхмассивной черной дыры в центре объекта. Анализ данных черный дыры как радиоисточника показывает, что она сместилась на 25 парсек в противоположную сторону от джета. Причиной ее смещения может являться как сама испускаемая струя, так и возможное слияние с другой галактикой.

Струя, вырывающаяся из центра объекта Мессье 87 в различных диапазонах электромагнитного излучения

Согласно по данным телескопа Хаббл скорость распространения этого горячего газа равняется 4-5 скоростям света, что, вероятнее всего, является иллюзией. Ядро галактики окружено малым количеством космической пыли.

Первое прямое визуальное изображение сверхмассивной черной дыры и ее тени в центре галактики M87

Предположительно, мощное рентгеновское излучение ядра уничтожает окружающий его газ, в результате чего масса межзвездной пыли равна всего 70 000 солнечным массам, в то время как у Млечного Пути – 108 миллионов масс Солнца.

Сверхмассивная черная дыра объекта M87 – является одним из самых массивных тел, известных человечеству – 3,5 миллиардов солнечных масс.

Положение галактики M87 в Скоплении Девы

Через бинокль 10 х 50 наблюдателю покажется лишь светлое нечеткое пятно. Чтобы увидеть очертания эллипса, следует использовать телескоп с апертурой от 150 мм. До 1990-го года единственным человеком, который смог при помощи телескопа рассмотреть джет галактики Мессье 87 был американский астроном по имени Отто Струве. Однако, в его распоряжении был 254 см телескоп обсерватории. Сегодня же большие любительские телескопы также могут позволить рассмотреть джет данной галактики при отличных погодных условиях.

Положение Скопления Девы на карте звездного неба

Скопление Девы находится посередине отрезка между звездами Виндемиатрикс (Эпсилон Девы) и Денебола (Бета Льва).

Лучший сезон для наблюдения за эллиптической галактикой Мессье 87 – весна.

• Прямое восхождение – 12 ч 30 м 49,42338 с