Общие сведения

Звездное облако Стрельца M24 (др. названия: IC 4715, Делле Каустиче) – звездное облако, которое расположено в созвездии Стрельца. Находится на расстоянии примерно 10 000 световых лет (3 070 парсек) от Земли.

Скопление было открыто английским астрономом Джоном Гершелем между 1825 и 1833 годами, позже Шарль Мессье внес скопление в свой каталог под номером 24.

Звездное облако Стрельца M24

Объект Мессье 24 представляет собой крупное звездное облако, которое расположено в Млечном Пути. Включает множество звезд, которые находятся на расстоянии от 10 000 до 16 000 световых лет от Земли. M24 — самая плотная концентрация отдельных звезд, которые можно увидеть в бинокль. Около 1 000 звезд видны в одном поле зрения.

Мессье 24 является одним из трех объектов Мессье, которые не являются объектами глубокого неба. Два других — двойная звезда Винники 4 (WNC 4) в Большой Медведице, каталогизированная как M40, и астеризм Мессье 73, образованный четырьмя звездами, которые физически не связаны друг с другом, обнаружен в созвездии Водолея.

Интересные объекты M24 и его соседи

Ярчайшая звезда облака — HD 167356, белый сверхгигант со спектральной классификацией A0Ia и видимой величиной 6,05. Звезда классифицируется как переменная типа α² Гончих Псов. M24 содержит еще три звезды с визуальной величиной от 6,5 до 7,0.

Звездное облако Стрельца содержит NGC 6603 — слабое открытое скопление, состоящее из 30 звезд, расположенное в самой яркой области звездного облака.

Объекты звездного облака: туманности Барнарда 92 и 93, а также скопление NGC 6603

Также в данном звездном облаке имеется пара темных туманностей. Одна из них – Барнард 92. Имеет овальную форму и охватывает четверть градуса на северо-западе. Еще до появления такого понятия как черные дыры, данную туманность назвали «черная дыра».

Объект Мессье 24 также содержит две планетарные туманности, каталогизированные как NGC 6567 и M 1-43, и несколько переменных звезд, включая долгопериодную переменную цефеид WZ Стрельца, переменную Альфа Лебедя V 4384 Стрельца и переменную V 4387 Стрельца.

Звездное облако Стрельца M24 и его соседи

Звездное облако Стрельца можно увидеть в любое время, когда виден сам Млечный Путь. В хороших условиях размер и яркость звездного облака позволяют легко его найти без бинокля. M24 уникален среди объектов Мессье, которые являются в основном одиночными, четко определенными объектами глубокого неба — звездными скоплениями, туманностями и галактиками, в то время как звездное облако на самом деле не является объектом глубокого неба, но есть коллекцией миллионов звезд, найденная вдоль плоскости Млечный Путь и увиденная сквозь щель в пыльных дорожках галактики. Без темной пыли и газа весь Млечный Путь будет казаться таким же ярким, как M24.

Положение объекта Мессье 24 в созвездии Стрелец

Звездное облако лучше всего видно в биноклях и телескопах с полем зрения не менее 2 градусов при малом увеличении. Даже небольшие телескопы разрешают большое количество звезд. Открытое скопление NGC 6603, которое находится в самой яркой части облака, можно увидеть в 100-милиметровых и более крупных приборах.

Лучшее время года для наблюдения за M24 — в летние месяцы.

• Видимая звездная величина – 4.6