Шаровое скопление M92

Общие сведения

Шаровое скопление M92 (др. название NGC 6341) – шаровое звездное скопление, которое расположено в созвездии Геркулес. Находится на расстоянии примерно 26 700 световых лет (8 186 парсек) от Земли.

Скопление было открыто немецким астрономом Иоганном Боде в 1777-м году. Позже, в 1781-м году, Шарль Мессье также независимо открыл данное скопление, и внес его в свой каталог под номером 92.

Данное скопление является одним из самых ярчайших шаровых скоплений в Северном полушарии. Одно из трех шаровых скоплений северного неба, которые можно наблюдать невооруженным глазом при хороших погодных условиях и не засвеченном небе.

Шаровое скопление M92

Масса скопления Мессье 92 составляет 330 000 масс Солнца, а возраст – 14,2 миллиардов лет. Это звездное скопление является одним из старейших. В составе шарового скопления M92 отмечается малое количество элементов тяжелее водорода и гелия – лишь 0,5% металличности от солнечного количества.

Скопление содержит 28 кандидатов на переменные звезды. Среди них звезды типа RR Лиры, а также W Большой Медведицы – система из двух контактирующих звезд. Также в скоплении наблюдается 10 источников рентгеновского излучения. Вероятно, половина из них – двойные звезды с нерегулярными яркими вспышками.

Шаровое скопление M92 в масштабах градуса

Скопление находится в 33 000 световых лет от центра нашей Галактики и приближается к нам с ускорением в 112 км/с.

Хотя звездное скопление Мессье 92 обладает высокой яркостью, рядом с ним находится более яркий объект M13. При помощи бинокля 10 х 50 можно рассмотреть ядро скопления. Телескоп же с апертурой 150 – 200 мм позволит увидеть звездный ореол вокруг центра скопления.

Шаровое скопление Мессье 92 находится севернее астеризма под названием Краеугольный камень, между звездами Эта (η) и Йота (ι) Геркулеса. Также его можно обнаружить, если двигаться в сторону астеризма от звезды Гамма (γ) Дракона.

Положение скопления M92 в созвездии Геркулес

Лучшее время для наблюдения скопления – лето.

• Прямое восхождение – 17 ч 17 м 07,39 с