Змееносец — созвездие не вошедшее в зодиакальный круг

Созвездие Змееносец

Схема Созвездия Змееносец

Созвездие Змееносец – большое скопление ярких звезд, которое можно наблюдать в экваториальной части нашей планеты. Оно пересекает эклиптику и считается тринадцатым знаком зодиака. Созвездие Змееносец не входит в зодиакальный круг по причине присутствия прецессионного смещения оси Земли.

SN 1604 или Сверхновая Кеплера

Фото SN 1604 или Сверхновая Кеплера

В нем была отмечена вспышка последней из наблюдавшихся сверхновых в нашей Галактике. Эту вспышку отметил И. Кеплер в 1604 году.

Расположение SN 1604 на небосклоне

После этого события, недалеко от того места где зафиксирована была вспышка, появилась новая звезда.  Она являлась седьмой новой, которые были открыты с момента изобретения телескопа.

Вид сверхновой в рентгеновский телескоп Чандра

При отсутствии Луны и чистом небе, можно различить в созвездии до 100 звезд. Из них небольшое количество (а именно только тридцать) звезд имеет яркость выше четвертой звездной величины.

Скриншот созвездия Змееносца из программы-планетария

Скриншот созвездия Змееносец из программы-планетария

Только две самые яркие звезды имеют яркость в две звездные величины. Наряду с еще шестью самыми яркими объектами, которые имеют третью звездную величину, они образуют характерный вытянутый прямоугольник.

Интересные объекты

Звезда Барнарда в ИК

фото Звезда Барнарда в ИК

Имеется в составе созвездия Змееносец «летящая звезда» Барнарда. Эта звезда представляет собой маленького красного карлика, яркость которого в 2500 раз меньше яркости нашего Солнца.  Не смотря на свою приближенность к Земле (шесть световых лет) ее не видно невооруженным глазом по причине малой яркости. Из-за того, что эта звезда имеет небольшую видимую скорость движение по небосводу относительно других звезд, ее назвали «летающей».

Вспышки на RS Змееносца, снимок сделан с интервалом в сутки

фото Вспышки на RS Змееносца, снимок сделан с интервалом в сутки

Есть еще в созвездии такая звезда, как повторная новая. Из названия становится понятно, что она вспыхивает с некой периодичностью, которую нельзя отследить или предсказать. Ее назвали RS Змееносца. Вспышки этой повторной новой были зафиксированы в 1898, 1933, 1958, 1967, 1985, 1989 и 2006 годах.

Астеризмы

Астреизм Гиады

Фото Астреизм Гиады

В составе этого созвездия есть астеризм, который напоминает Гиады. Состоит из таких звезд как 66, 67, 68 и 70 Змееносца.

Шаровые скопления и туманности

Шаровое скопление M9

фото Шаровое скопление M9

Внутри скопления M9

В созвездии Змееносец присутствует огромное количество шаровых звездных скоплений. М9, М10, М12, М14, М19, М62 и многие другие скопления можно увидеть в нем.

Шаровое скопление M10

фото Шаровое скопление M10

Темная туманность Barnard 59

Темная туманность Barnard 72

Фото Темная туманность Barnard 72

Двойные звезды

В Змееносце находится очень много двойных систем. Такие системы как 70 и 36 Змееносца сильно выделяют созвездие из всех остальных. Здесь находится самая известная и легкая двойная звездная система по имени Змееносец 1622, с большим расстоянием между элементами.

Змееносец 1622 в ИК диапазоне

На данный момент в нем найдено и зафиксировано более 2500 переменных звезд. По количеству таких объектов Змееносец находится рядом с такими созвездиями как Стрелец, Лебедь и Орион.

История

Изображение созвездия из древнего атласа неба

В древности это скопление называли Серпантариус и Офиухос. В мифологии Змееносец очень часто ассоциируется с богом врачевания, сыном Аполлона и Корониды – Асклепием. В созвездие изначально входила и Змея. Потом оно стало самостоятельным.

Список созвездий летнего неба