Созвездие Циркуль

Схема Созвездия Циркуль

Созвездие Циркуль является едва ли не самым мелким объектом на всем звездном небе. Расположившись территориально в Южном полушарии, Циркуль занимает всего 93 квадратных градуса его площади. Данный показатель является лишь 85-м среди существующих сегодня 88-и созвездий. На таком небольшом участке наблюдатель увидит порядка двух десятков звезд Циркуля.

Небесный измеритель расстояний

Созвездие Циркуль, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Циркуль, вид в программе планетарии Stellarium

Несмотря на явную скромность своей площади, Циркуль, тем не менее, обзавелся достаточно большим количеством звездных соседей. Так, в непосредственной близости к нему расположились созвездия Мухи, Райской Птицы, Волка, Центавра, Южного Треугольника и Наугольника. Хаотичное расположение довольно слабых звезд Циркуля не образует никаких особых геометрических фигур. В связи с этим, при изображении Циркуля на звездных картах с древних времен просто используется ограничение области, занимаемой созвездием, и обозначение самой яркой его звезды. Данный объект не доступен для наблюдения на территории РФ.

Звездные особенности Циркуля

Альфа созвездия

Альфа Циркуля

Фото Альфа Циркуля

В Созвездии Циркуля тоже есть наиболее яркие звёзды. На них остановимся подробнее. Самым сильным звездным блеском обладает альфа Циркуля. Это великолепное переменное светило типа Альфы-2 в Циркуль с магнитудой 3,18m. Альфа является парной системой, расположившейся всего в 53 св. годах от нашего планетного дома. Альфа Циркуль вместе со слабой звездой-компаньоном принадлежат к спектральному классу F1Vp.

Бета Циркуля

Фото Бета Циркуля

Второй по видимому блеску в Циркуле является светило главной последовательности – звезда бета. Она принадлежит к А-классу и обладает магнитудой, равной 4,07m. Между объектом бета Циркуля и планетой Земля простирается расстояние 97 световых лет.

Гамма Циркуля

Фото Гамма Циркуля

Гамма Циркуля считается третьей яркой звездой в созвездии. Она представляет собой двойную систему с видимой звездной величиной 4,48m. Противоположные по спектру звезды класса B5III + F8 желтого и синего цветов являются весьма тесной парой. Гамма рассматриваемого созвездия удалена от нас на 508 св. лет.

Одноименная галактика в Циркуле

Галактика Циркуль

Фото Галактика Циркуль или ESO 097-13

Среди объектов далекого космоса в данном созвездии расположилась одна галактика, которая имеет одинаковое с ним название. Галактика Циркуль была обнаружена чуть больше 30-ти лет назад в 1975 году, несмотря на то, что нашу планету с ней разделяют каких-то 15 млн. св. лет. Столь позднее открытие данного объекта можно объяснить ее затемнением пылью нашего Млечного Пути. Галактика обладает двенадцатой звездной величиной и ее можно наблюдать уже в небольшой телескоп. В самом ее центре располагается активное ядро, в котором происходят очень сильные и мощные процессы звездообразования.

Немного исторических данных

Созвездие Циркуля, несомненно, относится к новым созвездиям. Как и появление многих других небесных созвездий, обнаружение на звездном небосводе Циркуля можно связать с именем французского исследователя неба Никола Луи Де Лакайля. Первое описание созвездия было произведено им в 1756 году. Желая заполнить пустоту между созвездием Южного Треугольника и ногами созвездия Центавра, Лакайль ввел новый объект, который в навигации представляет собой два разделительных компаса, благодаря которым измеряются расстояния. Название созвездия было латинизировано в 1763 г.

Список созвездий летнего неба