Созвездие Малая Медведица

Схема Созвездия Малая Медведица

На небосводе имеются созвездия, о наличии которых знает практически каждый. К их числу относится и созвездие Малая Медведица.

Созвездие Малая Медведица расположено в приполярной области неба и содержит в своем составе 25 звезд. Но для большинства людей известны только семь из них, образующие астеризм, названный Малым Ковшом. Самая популярная звезда в Созвездии Малая Медведица  – Полярная, расположение которой практически совпадает с Северным полюсом мира. Кроме достаточно ярких светил созвездие содержит в своем составе маленькую эллиптическую галактику, прозванную за свой размер Карликом Малой Медведицы.

Местонахождение

Созвездие Малая Медведица, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Малая Медведица, вид в программе планетарии Stellarium

Отыскать на небосводе созвездие достаточно просто. Его соседями являются Жираф, Дракон и Цефей. Но ориентиром для поиска обычно служит Большая Медведица. Проведя взором линию через два крайних светила ее ковша, и отмерив вверх пять расстояний между ними, можно обнаружить Полярную звезду, которая служит началом «ручки» другого, меньшего по размерам «черпачка». Это и будет Малая Медведица. Она менее яркая, чем Большая, но все равно четко выражена на небосводе и легко отличима от других созвездий. В Северном полушарии это созвездие доступно для наблюдения круглогодично.

Северный полюс мира

Съемка с длительной выдержкой, фотоаппарат был нацелен на полярную звезду

Фото Съемка с длительной выдержкой, фотоаппарат был нацелен на полярную звезду

Полюсом называют точку небесной сферы, которая наблюдателю на Земле кажется неподвижной, в то время как все остальные объекты вращаются вокруг нее. Если поблизости от нее находится яркая звезда, то она может служить ориентиром, так как ее расположение не зависит от времени суток. Из-за особенностей движения Земли эта точка перемещается, но в масштабах столетий ее можно считать неизменной. В настоящее время ближе всего к полюсу расположена Полярная звезда. Она отстоит от него в угловом исчислении всего на 40 угловых минут.

Полярная звезда

Система Полярной звезды

Фото Система Полярной звезды

Альфа Малой Медведицы расположена от Земли на расстоянии в 434 световых года и имеет видимую величину, равную 1,97. Но на самом деле это не одно светило, а три, объединившихся в систему. Самое большое из них в 4,5 раза массивнее Солнца и в две тысячи раз ярче его. Вторая по размерам звезда находится на довольно приличном расстоянии от основной, ее даже можно рассмотреть в небольшой телескоп. Масса светила – приблизительно 1,39 солнечных. Третья звезда настолько близко расположена к первой, что визуально разделить их смогли только при помощи телескопа «Хаббл», да и то, сделано это было с большим трудом. Она тяжелее Солнца в 1,25 раза.

Кохаб

Фото Кохаб

Вторым по яркости светилом Малой Медведицы является его бета, имеющая видимую величину, равную 2,08. Звезда удалена от Земли приблизительно на 126 световых лет. Ее название в переводе с арабского означает «Звезда Севера», так как некоторый период времени до нашей эры (ориентировочно с 2000 по 500 года) Кохаб ближе всех светил располагался к полюсу и служил проживавшим в то время народам навигационным ориентиром. Корейские астрономы открыли в 2014 году у этой двойной звезды планету, масса которой превышает юпитерианскую в 6,1 раза. Период обращения этого газового гиганта равен 522,3 суток.

Феркад

Фото Феркад

Гамма Малой Медведицы удалена от Земли на расстояние около 480 световых лет и имеет видимую величину, варьируемую в диапазоне 3.04-3.09. Период изменения яркости светила составляет 3,43 часа. Этот третий по яркости объект созвездия является горячим гигантом с температурой около 8600 K. Его светимость превышает солнечную в 1,1 тысяч раз, а по габаритам он в 15 раз больше нашего желтого карлика. По классификации относится к переменным светилам типа Т Щита.

Астеризмы

Астеризм малый Ковш от астрофотографа Rogelio Bernal Andreo

Фото Астеризм малый Ковш от астрофотографа Rogelio Bernal Andreo

Созвездие содержит два астеризма: Малый Ковш и Стражи Полюса. Первый хорошо известен современным наблюдателям. Созвездие Ковш Малой Медведицы очень похоже на Большой Ковш, расположенный неподалеку, но только менее ярок. Его образуют самые видимые светила небесного образования. Достаточно многие полагают, что этими семью объектами Малая Медведица и ограничивается, хотя на самом деле в ее составе есть еще 18 звезд.

Второй астеризм гораздо менее известен и своим названием уходит в античные времена, когда два образующие его светила, названные Феркад и Кохаб, располагались ближе к полюсу, чем Полярная звезда.

Метеорные потоки

Урсиды

Фото Урсиды

Малая Медведица служит радиантом Урсид, последнего «звездопада» года, который изучен достаточно слабо. Его радиант лежит поблизости Малого Ковша, метеорный дождь идет в период с 17 по 25 декабря и отличается крайней непредсказуемостью. Обычно в самые активные дни в нем за час видно от 10 до 20 метеоров, что малоинтересно для рядового наблюдателя. Но бывают непрогнозируемые всплески активности, когда их число превышает сотню. Такими «урожайными» на метеоры были 1988, 1994, 2000, 2006 и особенно 1945 и 1986 года. Это самый северный из подобных потоков – своим рождением он обязан короткопериодической комете Туттля.

Интересные объекты

Галактика карлик Малой Медведицы

Фото Галактика карлик Малой Медведицы

Помимо основных звезд, в Малой Медведице представляют интерес расположенные в ней галактики. Уже упомянутый Карлик, являющийся спутником Млечного Пути, был обнаружен в 1954 году. Это довольно старая галактика, которой не менее десяти миллиардов лет. Она слишком мала, чтобы можно было увидеть, имеются ли в ней газ, пыль и какие-либо процессы звездообразования. Иногда из-за расположения, близкого к оси вращения Земли, ее называют Поляриссима.

NGC 6217

Фото NGC 6217

Кроме того, в созвездии находятся галактики NGC 6217 и NGC 5832. Все перечисленные объекты в космических масштабах очень малы, а поэтому наблюдать их без хорошей оптической аппаратуры невозможно.

История созвездия

Малая Медведица, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Своим происхождением созвездие Малая Медведица уходит корнями в античную историю. Считается, что древним астрономам оно стало известно благодаря Фалесу Милетскому, который включил его в Птолемеевский каталог. Греки переносили на небосвод события из мифологии, поэтому по одной из версий это созвездие олицетворяет собаку нимфы Каллисто, превращенную вместе со своей хозяйкой в медведиц. Спасая их от смертельной опасности, Зевс забросил их на небосвод, где они и обрели вечную жизнь. Большинство древних народов было знакомо со звездами, входящими в созвездие, и использовало их в навигационных целях.

Список созвездий летнего неба