Маленькое созвездие Лира

Созвездие Лиры

Схема Созвездия Лиры

Созвездие Лира – маленькое, но очень симпатичное созвездие, которое на небе занимает примерно 286,5 квадратных градусов. Невооруженным глазом в этом созвездии можно легко различить 75 звезд. Одной из самых ярких звезд Созвездия Лиры является Вега. Если очертить скопление звезд, которые входят в это созвездие, то вырисуется параллелограмм – характерная фигура этого созвездия.

Наблюдение

Скриншот из планетария

Скриншот из программы-планетария

Созвездие Лира в средних широтах видно почти круглый год. Лишь изредка оно прячется за горизонт, но и в эти периоды его можно увидеть на рассвете или на закате. Лучше всего Лиру наблюдать, начиная с мая и заканчивая октябрем. Оно относится к небольшим созвездиям, но, несмотря на свои размеры, не уступает другим, более массивным, по красоте и насыщенности интересными объектами. Самыми ближайшими созвездиями, с помощью которых можно найти Лиру, являются Лебедь, Лисичка, «голова» Дракона и Геркулес.

Интересные объекты

В небольшом Созвездие Лиры находится одна из самых ярких звезд на нашем ночном небе – Вега. Можно найти и двойные системы. Цефеиды, переменные – все эти объекты здесь есть.

Звезды

Вега

Фото Вега

Вега – звезда, которая имеет нулевую звездную величину. Четвертое по яркости светило ночного неба. Находится она в вершине параллелограмма. Относится Вега к голубым гигантам и имеет диаметр в два раза больше, чем у нашего Солнца.

Путешествие к Веге

Удаленность этого гиганта от нашего светила примерно 27 световых лет. Служит эталоном  цвета, блеска и яркости. Историческое примечание: Это самая первая звезда, до которой было определено расстояние в 1837 году. Сделал это русский астроном В. Я. Струве.

Коротко о Веге

β Лиры

Фото β Лиры

β Лиры – одна из самых интересных звезд. Ее примечательность в том, что это затменная звезда и является переменной. Она окружена газо-пылевым кольцом и имеет расширяющуюся оболочку.

ε Лиры

Фото ε Лиры

ε Лиры – двойная система, составные элементы которой можно запросто различить невооруженным глазом. Если применить телескоп с 100 кратным увеличением – можно увидеть особенность этой системы. Каждый из элементов сам является двойной системой. Изучив более подробно эти звезды, астрономы обнаружили, что одна из них является тоже двойной системой, только очень тесной. Таким образом, ε – пятикратная система.

R Лиры

Фото R Лиры

R Лиры – полуправильная переменная. У нее периоды между двумя вспышками всегда незначительно отличаются.

RR Лиры

Фото RR Лиры

RR Лиры – короткопериодическая цефеида, которую легко можно увидеть в обычный бинокль.

Метеорные потоки

Метеорный поток

Метеорный поток Лирид

Фото Метеорный поток Лирид

В созвездии Лира находится радиант метеорного потока Лирид, в котором наблюдается до 10 метеоров в час.

Расположение туманности M57 на небосклоне

Обзор телескопом Хаббл туманности M57

Туманность Кольцо снимок Хаббла

Фото Туманность Кольцо снимок Хаббла

Присмотревшись в телескоп, можно увидеть планетарную туманность между звездами β и ε. Она имеет название М57.

Трехмерная структура M57

История

Созвездие Лиры, рисунок из старинного атласа неба

Созвездие Лира, рисунок из старинного атласа неба

Лира является очень древним созвездием. Входит в каталог звездного неба Клавдия Птолемея под названием «Альмагест». Лира была самым излюбленным музыкальным инструментом древних греков. Но рисовалось созвездие в виде коршуна (Вега – падающий коршун), который держит лиру в лапах.

Список созвездий летнего неба