Созвездие Райская Птица

Схема Созвездия Райской Птицы

Созвездие с красивым названием Райская Птица принадлежит к околополюсным  и располагается в Южной полусфере звездного небосвода.

Пернатый житель звездного неба

Созвездие Райская Птица, как и другие созвездия этой части неба, является очень мелким и тусклым. Его площадь – порядка 206 квадратных градусов. Это означает, что Райская Птица в компании 88 созвездий сегодня лишь 64-я. Из звезд Райской Птицы наблюдатель способен увидеть невооруженным взглядом только два десятка, наиболее яркие среди которых характеризуются четвертой-пятой звездными величинами.

Созвездие Райская Птица, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Райская Птица, вид в программе планетарии Stellarium

Среди соседей Райской Птицы ближайшими являются целых семь созвездий, такие как Жертвенник, Хамелеон, Муха, Павлин, Циркуль, Октант и Южный Треугольник. По последнему созвездию обычно и ищут Райскую Птицу на небосклоне. Поскольку Райская Птица близка к Южному полюсу мира, найти ее можно по звездам Альфа и Гамма Треугольника, около которых она и разместилась. В связи с таким расположением созвездие невозможно наблюдать с территории РФ.

Характерные звезды Райской Птицы

Альфа Райской Птицы

Фото Альфа Райской Птицы

Несмотря на то, что созвездие обладает таким красочным и многообещающим именем, ярких звезд в его составе нам не найти. Самая яркая по силе блеска – это звезда альфа Райской Птицы. Звезда представляет собой гигант, который принадлежит к классу К и обладает оранжевым цветом. Его видимая звездная величина равна 3,825m, а расстояние до нашего планетного дома составляет 410 св. лет. По состоянию на текущий момент, звезда находится на стадии превращения в белого карлика.

Гамма Райской Птицы

Фото Гамма Райской Птицы

На второй позиции по яркости расположилась звезда гамма. Гамма Райской Птицы удалена от Земли на 160 св. лет. Гамма – это желтое светило-гигант с видимой величиной порядка 3,872 m.

Бета Райской Птицы

Бета Райской Птицы

Фото Бета Райской Птицы

Венчает тройку ярчайших светил созвездия Райская Птица его звезда бета. Звезда представляет собой двойную систему с величиной 4,24 m, в основе которой разместился оранжевый гигант бета А (К класса) и его звездный компаньон 12-й величины – бета Б. Бета Райской Птицы находится в 158 св. годах от нас.

Глубокий космос в пределах данного созвездия

Скопление NGC 6101

NGC 6101

Фото NGC 6101

В Райской Птице можно обнаружить парочку любопытных космических объектов. Например, скопление NGC 6101, которое является шаровым. Обладает десятой видимой величиной и может быть рассмотрено даже в небольшой телескоп.

Шаровое скопление IC 4499

IC 4499

Фото IC 4499

Другим шаровым скоплением в Райской Птице является объект IC 4499, который расположился в 55 тыс. св. лет от Земли. Скопление IC 4499 было обнаружено в 1901 году и поначалу считалось одним из самых молодых скоплений в Млечном Пути. Однако ряд исследований позволил установить, что IC 4499 обладает характерным для такого типа скоплений возрастом ~12 млрд. лет. Видимая величина – около 10,1m.

Обратимся к истории

Созвездие Райская Птица (Apus), рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Рассматриваемое созвездие Райской Птицы стало известно миру благодаря каталогу «Уранометрия», а, следовательно, и Джону Байеру, в 17 столетии (1603 г.). Именно им было впервые задокументировано данное созвездие. Однако первое обнаружение Райской Птицы все же принадлежит Планциусу, и произошло это немного раньше – в конце 16 века (1598 г.). Его первооткрывателем этому созвездию было дано очень длинное название Paradysvogel Apis Indica, которое на сегодняшний день не сохранилось. Современное латинское название объекта, звучащее как Apus.

Список созвездий летнего неба