Созвездие Волк

Схема Созвездия Волк

Созвездие Волк относится к объектам, расположенным в Южном полушарии Земли.

Интересные факты

Созвездие Волк не содержит в своем составе ярких звезд: его альфа, бета и гамма имеют видимые звездные величины 2,30, 2,68 и 2,80 соответственно.

Созвездие Волк, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Волк, вид в программе планетарии Stellarium

Созвездие Волк известно как место вспышки сверхновой SN 1006, которая произошла в 1006 году. Несмотря на то, что от Земли до взрыва около 7200 световых лет, яркость внезапно появившегося объекта в 2,5–3 раза превысила аналогичный показатель Венеры, поэтому его можно было наблюдать даже днем. Созвездие Волк богато различными скоплениями, темными и планетарными туманностями, а также молодыми звездами.

Местонахождение

На небосводе Волк располагается между Скорпионом и Центавром. Его ближайшими соседями также являются Наугольник, Циркуль, Весы и Гидра. Полностью созвездие видно южнее 35 параллели, при этом лучшим временем для наблюдения является май. Чтобы обнаружить его на небосводе, удобнее всего первоначально отыскать Весы и Центавра. Волк будет найден к югу от первого и левее второго созвездия. В его составе имеется 108 звезд, при этом в хорошую погоду можно увидеть до 70 из них.

Альфа созвездия

Альфа Волка

Фото Альфа Волка

Самой яркой звездой Волка является Каккаб. Это историческое наименование светило получило в древности от арабов, но в астрономии оно используется довольно редко. В переводе это название означает «путеводная звезда». Светило относится к голубым гигантам, оно примерно в 10 раз тяжелее и больше Солнца. От Земли Каккаб расположен достаточно далеко, на расстоянии около 550 световых лет. Альфа Волка является переменной, ее видимая величина изменяется в диапазоне 2.29–2.34.

Звезда HD 142527

HD 142527

Фото HD 142527

Звезда HD 142527 удалена от Земли примерно на 473 световых года. Для ученых HD 142527 представляет интерес т.к. является объектом Хербига – Аро. Звезда HD 142527 – это молодая звезда, ее возраст не более 1 млн. лет. Именно у таких звезд можно обнаружить участки туманности, названные по имени двух астрономов, активно изучавших подобные объекты. Существовать они могут всего пару тысяч лет, что по вселенским масштабам очень короткий промежуток времени. Ученые полагают, что звезда имеет как минимум два спутника, по массе превосходящие Юпитер.

Скопления и туманности

NGC 5986

Фото NGC 5986

В созвездии обнаружен ряд очень интересных объектов, но все они могут наблюдаться только с использованием хорошего телескопа. В частности, в нем имеются шаровые скопления NGC 5986 и NGC 5824. Видимая звездная величина первого составляет 9,6, а второго – 9,1.

NGC 5824

Фото NGC 5824

IC 4406

Фото IC 4406

Также в небесном образовании обнаружены темная туманность B 228, рассеянные скопления NGC 5749 и NGC 5822, а также планетарная туманность IC 4406. Последняя имеет оригинальную и необычную для небесных образований прямоугольную форму. Предполагается, что с Земли эта туманность наблюдается в профиль, и на самом деле она похожа на полый цилиндр.

История созвездия

Волк, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Созвездие Волк было известно еще в древние времена грекам и финикийцам. Первоначально созвездие являлось частью Центавра и представлялось в виде животного, приносимого Хероном в жертву богам. Потом Гиппарх отделил его, назвав Зверем, что впоследствии было отражено в картах Птоломея. Это имя существовало в летописях довольно долгое время. И только после перевода работ греческого ученого на латынь, астрономы отождествили это небесное образование с силуэтом конкретного животного, назвав его созвездием Волка.

Список созвездий летнего неба