Созвездие Наугольник

Схема Созвездия Наугольник

Южная полусфера Земли – знатное вместилище необычайно мелких созвездий. Одним из таких скромных по размерам созвездий является Наугольник.

Скромность – не порок, даже для созвездий

Созвездие Наугольника занимает лишь около 165 квадратных градусов неба. Этот показатель только 74-й из существующих на сегодня 88 созвездий. Область, в которой расположен Наугольник, лишена ярких светил. Наблюдатель может увидеть примерно 20 звезд Науголника, расположенных на границе видимости.

Созвездие Наугольник, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Наугольник, вид в программе планетарии Stellarium

Граничат с созвездием Наугольника следующие небесные объекты: созвездия Жертвенника, Циркуля, Волка, Южного Треугольника, а также зодиакальное Скорпион. Наугольник пересекают обе ветви нашей галактики Млечный Путь. Часть созвездия Наугольник можно увидеть в южных районах РФ. Для наиболее благоприятных условий наблюдения стоит дождаться конца весны – они наступают в мае и июне.

Наугольник и его неназванные звезды

Визуально двойная гамма Наугольника

Фото Визуально двойная гамма Наугольника

В Наугольнике не найдется звезд с собственными именами. Самая яркая составляющая именуется гаммой созвездия Наугольника. Она представлена визуально двойной звездой, которое расположилось на расстоянии 128 св. лет от планеты Земля. Компонентами парной системы являются светило-сверхгигант класса F9 и на порядок более яркая звезда-гигант класса G8. Видимая величина данной двойной системы составляет 4,01m.

В 600 св. годах от нашей планеты расположилась другая любопытная звезда в Наугольнике – его эпсилон. Звезда представляется двойной системой, состоящей из пары звезд, которые сами по себе являются спектрально-двойными. Магнитуда звезды Эпсилон приравнивается к 4,46m. Ее спектральный класс — B4V. Еще одной яркой звездой Наугольника можно назвать йоту Наугольника. Это третья по яркости звезда с видимой величиной 4,63m. Данная кратная система расположилась в 140 св. годах от Земли.

Удивительное звездное насекомое

Туманность Муравей

Фото Туманность Муравей

Рассматриваемое созвездие всей своей площадью проецируется на Млечный Путь. В связи с этим в пределах созвездия можно обнаружить несколько вполне любопытных объектов. Таковым можно считать весьма молодую планетарную туманность под названием Муравей. Впервые была обнаружена в 1922 году и получила свое название за внешнее сходство с насекомым. От центра туманности отходят 4 ярких луча, которые напоминают муравьиные лапки. Иногда ее именуют также Мензель 3. Данная туманность расширяется с очень высокой скоростью – 50 км/с.

Скопления небесных светил созвездия Наугольник

NGC 6087

Фото NGC 6087

Найдется у Наугольника также и парочка интересных скоплений. Например, NGC 6087, которое, в рамках рассматриваемого созвездия, считается наиболее большим и ярким. В нем сосредоточилось примерно 4 десятка звезд, таким образом, общая звездная величина скопления составила 5,6m. Наиболее яркой звездой NGC 6087 является пульсирующее светило с переменным блеском по имени S Normae.

NGC 6067

Фото NGC 6067

Другим рассеянным скоплением, принадлежащим Наугольнику, является NGC 6067. Видимая магнитуда данного скопления аналогична ранее описанному и составляет 5,6m. Открыл объект NGC 6067 в 1826 году Дж. Данлоп. В небольшой телескоп в нем можно разглядеть порядка 250 слабых звезд.

Вернемся к истокам Наугольника

Lupus - Волк

Наугольник расположен справа от спины созвездия Волк, на рисунке не изображен

Первое упоминание о созвездии было безымянным. Публикация принадлежит Лакайлю и датируется 1754 годом. Лишь в 1756 ученый предложил назвать данное созвездие Нормалью и Уровнем. Когда была произведена латинизация названия, имя созвездия сократилось до Norma, что на наш лад принято переводить как наугольник.

Список созвездий летнего неба