Гиады — рассеянное звездное скопление

Гиады

Гиады — рассеянное звездное скопление, соседствующее со звездой Альдебаран. Среди известных нам звездных скоплений оно ближе всех находится к Земле.

Гиады — рассеянное звездное скопление, которое находится в созвездии Тельца, ярчайшим объектом которого является звезда Альдебаран. Что интересно: из-за того, что Альдебаран – ярчайшая и самая известная звезда созвездия Тельца, находится так близко с гиадами, когда-то астрономы их выделяли в отдельный астеризм. В действительности, даже невооруженным глазом заметно, что звезда Альдебаран несколько удалена от гиад, вследствие чего соседствующие объекты нельзя считать одним астеризмом.

Расположение Гиад, скриншот из программы Stellarium

Звезда Альдебаран просто проецируется на звездное скопление, тем самым как бы являясь его частью. Что касается самих гиад, то эти звезды по внешнему облику напоминают латинскую букву «V», из-за чего их совсем нетрудно узнать на ночном небосклоне. Если внимательно вглядеться в созвездие Тельца, вам нетрудно будет обнаружить это скопление даже невооруженным глазом. Но об условиях наблюдения данного астрономического объекта мы поговорим позже.

Гиады — рассеянное звездное скопление, которое состоит примерно из 150 звезд разной величины. Естественно на поверхности видны только некоторые, самые яркие космические объекты данного астеризма. Среди них: Гамма, Дельта, Эпсилон и Тета. Чтобы увидеть другие объекты данного космического скопления вам уже придется воспользоваться хорошим полевым биноклем или домашним телескопом. Об условиях наблюдения этого известного астеризма мы поговорим в следующем абзаце.

Расположение и наблюдение

Звезда Альдебаран, снимок взят из каталога DSS

Выше мы уже говорили о том, что гиады – рассеянное звездное скопление, которое находится в созвездии Тельца. Соответственно, как и само созвездие, скопление звезд можно наблюдать в России. Как правило, оно появляется на ночном небосводе в начале августа месяца. Затем жители нашей страны могут его наблюдать практически половину года, так как созвездие, равно как и звездное скопление Гиады, находится на ночном небосводе аж до середины апреля. Наилучшие условия наблюдения – период с ноября по декабрь.

Для того чтобы созвездие Тельца на ночном небе, вам придется отыскать небольшую, отчетливо видную латинскую букву «V», которая, если вы станете лицом к северу, будет скорее напоминать математический знак «больше» («>»). Самой яркой звездой буквы «V» в данном случае будет Альдебаран – звезда, чья светимость в 150 раз больше светимости нашего Солнца. Чуть правее от Альдебарана будут находиться Гиады – рассеянное звездное скопление, напоминающие ту же букву «V».

Гиады и окружающие объекты

На фоне Млечного Пути слева видно созвездие Ориона, справа расположились Альдебаран, скопления Гиады и Плеяды, туманность Калифорния и комета Лавджоя!

Если вы будете смотреть на гиады невооруженным глазом, вряд ли вам удастся увидеть больше 4-9 звезд. Однако если вы воспользуетесь полевым биноклем или полупрофессиональным телескопом, вы увидите, какое огромное количество небесных светил скрывается в этом астеризме. Наблюдать гиады в телескоп – завораживающий душу процесс. В ясную, безлунную ночь вы сможете увидеть там около 150 красивейших звезд, расположенных друг возле друга.

Строение и состав

Состав Гиад

Выше мы уже говорили о том, что Гиады – это рассеянное звездное скопление, которое состоит из более, чем 150 космических объектов. Все звезды скопления имеют примерно одинаковый возраст – 625 миллионов лет, что является незначительным показателем в рамках космических масштабов. Глядя на него, можно сказать, что звезды, входящие в скопление, являются достаточно молодыми небесными телами.