Созвездие Жертвенник

Схема Созвездия Жертвенник

Несмотря на довольно блеклый вид, созвездие Жертвенник имеет древнюю историю и известно с далеких шумерских времен.

Созвездие Жертвенник содержит порядка 60 звезд, видимых без помощи оптических средств. Самые яркие объекты – альфа и бета созвездия. Они имеют почти одинаковые видимые величины, равные 2,95 и 2,85 соответственно. Семь самых ярких звезд Жертвенника образуют фигуру, похожую на алтарь, служивший в древние времена для жертвоприношений.

Местонахождение

Созвездие Жертвенник, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Жертвенник, вид в программе планетарии Stellarium

Созвездие Жертвенник окружено такими космическими соседями как Скорпион, Южная Корона, Треугольник, Павлин, Райская Птица, Наугольник и Телескоп. Увидеть его можно ниже 23 параллели. Находится оно к югу от хвоста Скорпиона. Если отыскать альфа Павлина, которое весьма заметно на небосводе благодаря видимой величине, равной 1,94, то Жертвенник будет обнаружен западнее и немного к северу от нее.

Основные звезды

β Жертвенника

Фото β Жертвенника

Бета Жертвенника является оранжевым гигантом, удаленным от Земли на 603 световых года. Она ярче Солнца в 4,6 тысяч раз.

α Жертвенника

Фото α Жертвенника

Альфа созвездия – двойная переменная звезда, расположенная в масштабах космоса гораздо ближе, – расстояние до нее оценивается в 242 световых года. Но наибольший интерес представляет мю Жертвенника. Эта звезда очень похожа на Солнце и имеет четыре планеты. Ее видимая величина равна 5,12, поэтому наблюдать за ней можно даже невооруженным глазом, а расстояние до Земли составляет 50 световых лет.

Объекты глубокого космоса

NGC 6193

Фото NGC 6193

Созвездие Жертвенник имеет в своем составе множество далеких объектов. Во-первых, это звездное скопление NGC 6193. Оно образовалось два-три миллиона лет назад из межзвездного газа и содержит много двойных звезд. Его видимая величина равна 5,2. Второе аналогичное скопление NGC 6208 менее заметно и требует для наблюдения бинокль или телескоп. Его видимая величина равна 7,2.

NGC 6397

Фото NGC 6397

Большой интерес представляет NGC 6397. Это шаровое скопление звезд, которое можно обнаружить невооруженным глазом, – его видимая величина равна 5,3.

История созвездия

Жертвенник, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Жертвенник – это созвездие, сохранившее известность еще с античных времен. Исторические следы, подтверждающие его существование в астрономической практике, имеются у многих народов. Так, шумеры считали, что оно олицетворяет древний жертвенный огонь. В своих трудах упоминают его Евдокс Книдский, Эратосфен и Птолемей. Древние греки считали, что этот священный предмет принадлежит кентавру Хирону, а моряки полагали, что его появление на небе предвещает скорый шторм.

Список созвездий летнего неба