Маленькое созвездие Лира

Созвездие ЛирыСозвездие Лира – маленькое, но очень симпатичное созвездие, которое на небе занимает примерно 286,5 квадратных градусов. Невооруженным глазом в этом созвездии можно легко различить 75 звезд. Одной из самых ярких звезд является Вега. Если очертить скопление звезд, которые входят в это созвездие, то вырисуется параллелограмм – характерная фигура этого созвездия.

Наблюдение

Скриншот из планетария

Скриншот из программы-планетария

Созвездие Лира в средних широтах видно почти круглый год. Лишь изредка оно прячется за горизонт, но и в эти периоды его можно увидеть или на рассвете, или на закате. Лучше всего Лиру наблюдать, начиная с мая и заканчивая октябрем. Оно относится к небольшим созвездиям. Но, несмотря на свои размеры, они не уступают другим, более массивным, по красоте и насыщенностью интересными объектами. Самыми ближайшими созвездиями, с помощью которых можно найти Лиру, являются Лебедь, Лисичка, «голова» Дракона и Геркулес.

Интересные объекты

Созвездие Лиры, имеет небольшой размер, но очень насыщена красивыми и интересными объектами. Здесь находится одна из самых ярких звезд на нашем ночном небе – Вега. Можно найти и двойные системы. Цефеиды, переменные – все эти объекты можно найти в созвездии.

Звезды

Вега

Вега – звезда, которая имеет нулевую звездную величину. Четвертое по яркости светило ночного неба. Находится она в вершине параллелограмма. Относится Вега к голубым гигантам и имеет диаметр в два раза больше, чем у нашего Солнца.

Путешествие к Веге

Удаленность этого гиганта от нашего светила примерно 27 световых лет. Служит эталоном, если вопрос касается цвета, блеска или яркости. Историческое примечание: Это самая первая звезда, до которой было определено расстояние в 1837 году. Сделал это русский астроном В. Я. Струве.

Коротко о Веге

β Лиры

β Лиры – одна из самых интересных звезд. Ее примечательность в том, что это затменная звезда и является переменной. Она окружена газо-пылевым кольцом и имеет расширяющуюся оболочку.

ε Лиры

ε Лиры – двойная система, составные элементы которой можно запросто различить невооруженным глазом. Если применить телескоп с 100 кратным увеличением – можно увидеть примечательность и этой системы. Каждый из элементов сам является двойной системой. Изучив более подробно эти звезды, астрономы обнаружили, что одна из них является тоже двойной системой, только очень тесной. Таким образом, ε – пятикратная система.

R Лиры

R Лиры – полуправильная переменная. У нее периоды между двумя вспышками всегда незначительно отличаются.

RR Лиры

RR Лиры – короткопериодическая цефеида, которую легко можно увидеть в обычный бинокль.

Метеорные потоки

Метеорный поток

Метеорный поток Лирид

В созвездии Лира находится радиант метеорного потока Лирид, в котором наблюдается до 10 метеоров в час.

Расположение туманности M57 на небосклоне

Обзор телескопом Хаббл туманности M57

Туманность Кольцо снимок Хаббла

Присмотревшись в телескоп, можно увидеть планетарную туманность между звездами β и ε. Она имеет название М57.

Трехмерная структура M57

История

Созвездие Лиры, рисунок из старинного атласа неба

Созвездие Лира, рисунок из старинного атласа неба

Лира является очень древним созвездием. Входит в каталог звездного неба Клавдия Птолемея под названием «Альмагест». Являясь самым излюбленным музыкальным инструментом древних греков. Но рисовалось созвездие в виде коршуна (Вега – падающий коршун), который держит лиру в лапах.

Список созвездий летнего неба