Фива — спутник Юпитера

Внутренние спутники Юпитера на фоне луны Каллисто.

Кольца больших планет не могут поддерживать свою форму сами по себе — им необходима луна-пастух, которая будет оттачивать их очертания силой своего притяжения. Фива (или Теба), спутник Юпитера, служит именно таким пастухом. Она удерживает собственное «паутинное» кольцо и помогает «пасти» главное кольцо Юпитера.

Характеристики Фивы

Место Фивы среди лун Юпитера

Четыре внутренних луны из группы Амальтеи, «присматривающих» за кольцами, и четыре больших галилеевых спутника называют «обычными» спутниками Юпитера. Они вращаются вокруг планеты против часовой стрелки — в том же направлении, что и планета вокруг собственной оси. Также они имеют приблизительно круговые орбиты и находятся около плоскости экватора Юпитера.

Спутник Юпитера — Фива.

Это поспособствовало изучению Фивы. Она находится дальше всех от Юпитера среди внутренних спутников, и часто проходит близко от крупной соседки Ио. Благодаря этому, зонд «Галилео» сумел достаточно хорошо изучить Фиву — хорошо как для космического тела, имеющего не больше 100 километров в поперечнике. Постарались и астрофизики, выудившие максимум из полученных данных. Конечное сочетание всех факторов дало нам следующие характеристики спутника:

Фива в фактах

• Линейные измерения Фивы — 116×98×84 километров. Форма Фивы, как и других внутренних спутников Юпитера, серьезно определяется кратерами. Самый большой кратер на спутнике, Зефус, имеет около 40 километров в поперечнике, что сопоставимо в размерах с самой луной.
  • Как Фива выжила после таких столкновений? Есть два главных аспекта:
    • Физический. Если воспринимать спутник как целостный объект — то она и не сохранилась. Фива, Амальтея, внутренние спутники Юпитера и множество других космических тел — все они являются «кучей щебня», массой больших глыб породы, которые соединены между собой прослойками пыли.Это дает ей дополнительные преимущества в столкновениях с метеоритами: импульс удара распространяется не так сильно, как по монолитному телу. А если «повезет», спутник может и вовсе пробить насквозь. При этом серьезно потеряется масса, но позволит сохранить «жизнь» при очень сильном столкновении. Рекордсменом по выживаемости среди «куч щебня» является Метона — она еще и заращивает на себе все раны.
    • Локальный. Особенностью внутренних спутников Юпитера является то, что они находятся на пределе Роша — зоны, после которой силы притяжение центральной планеты становятся сильнее самогравитации спутника. Пересечение предела Роша приводит к разрыву спутника на мелкие куски — теоретически, именно так сформировались кольца Сатурна. А группа Амальтеи, с Фивой в том числе, удерживается от гибели наличием крупных спутников на орбитах повыше. Однако пыль и осколки, которые вылетают из кратеров после ударов метеоритов, внутренние луны удержать не могут. Именно за счет этого материала и сформировалось «паутинное» кольцо Фивы у Юпитера, возле внешнего края которого пролегает орбита спутника. И когда у других космических тел потерянное вещество возвращается обратно, сглаживая кратеры, в Фивы оно улетает прочь — и следы от столкновений остаются «как есть».
      Фива, спутник Юпитера.

• Так как Фива состоит изо льда с пористостью (количеством пустот внутри) до 10%, ее плотность составляет около 0,8 г/см3. Итоговая масса равняется 4,3×1017 килограммам — это приблизительно 130 триллионов тонн.
  • Поверхность Фивы, кроме больших неровностей, выделяется еще и цветом — спутник обладает сильным красным оттенком. Это свойство внутренние луны тоже делят между собой. Причину красноты конкретно Фивы астрономы воспринимают по-разному. Одни считают, что спутник красит Ио своими серными вулканами, другие же предполагают наличие слоя из толина — красного минерала, образующегося вследствие распада органических веществ (вроде метана).
  • Орбитальные характеристики Фивы несколько выделяются из общей картины группы. Она синхронно вращается вокруг Юпитера, делая полный оборот за 16 часов и 11 минут. Вытянутой стороной она всегда повернута в сторону планеты — это все типично для группы Амальтеи.

Но вот наклонение орбиты Фивы к экватору Юпитера превышает 1 градус, что уже несвойственно для ее «коллег». Причина кроется в происхождении луны — она насильно поменяла свое положение под воздействием гравитации. В далеком прошлом системы Юпитера, орбита Ио была куда ниже — и когда массивная луна поднималась, то «задела» орбитальным резонансом маленькую Фиву.

История исследования Фивы

Как и многие другие маленькие спутники Юпитера, впервые Фиву обнаружили на снимках с зонда «Вояджер-1» — минуя планету в 1979 году, он впервые зарегистрировал спутник. Честь открытия принадлежит Стивену Синнотту — члену программы «Вояджер». Помимо Фивы, он обнаружил несколько спутников Сатурна, Урана и Нептуна.

Следующие изображения были получены спустя несколько месяцев, во время пролета Юпитера «Вояджером-2». Однако самые ценные данные и детальные снимки были получены учеными с космического аппарата «Галилео». Лучший снимок был сделан в январе 2000 года, когда он приблизился на расстояние 193 тысяч километров.

Почему большинство фотографий от «Галилео» в таком плохом качестве? Секрет кроется в том, что сразу после запуска в зонде сломалась основная антенна. Снимки и другую ценную информацию пришлось передавать с помощью маломощной антенны со скоростью, меньшей в 1000 раз. Для этого фотографии пришлось обрезать и сжимать — и первыми «под нож» пошли данные о маловажных объектах.

Фива или Теба

Как это часто бывает в русском языке, перевод иностранного слова в разных исторических периодах и звучит по-разному. Так, нимфа в древнегреческой мифологии, в честь которой назван спутник Юпитера, еще во времена старорусского языка называлась Фивой. Это распространенное в древние времена женское имя — из самых знаменитых его носителей в первую очередь вспоминается город Фивы в Египте.

Однако кроме греческого языка, это слово попало в русский через латынь и латынесодержащие языки — в том числе и из английского, на котором было объявлено о присвоении спутнику имени в 1983 году. Так как пишется слово как «Thebe», сформировался вариант Теба, спутник Юпитера, который равноправно с Фивой встречается на страницах книг и справочников.

Какой из вариантов вернее? На самом деле, правильны оба — часто они встречаются вместе в пределах одной энциклопедии. Но порой встречается и «смешанный» вариант названия, Феба, который желательно не употреблять — так же называется одноименный спутник Сатурна, чье имя произошло от совершенно другого слова, «Phoebe». А возникшая путаница может доставить неприятностей — тем более, что эти два спутника газовых гигантов даже не похожи!