Спутники газового гиганта — Нептуна

Нептун и его спутник Тритон

Спутники Нептуна составили его свиту из 14 объектов, обладающих разными, иногда уникальными характеристиками.

История обнаружения

Нептун, обретающийся на окраине Солнечной системы, отделен от Земли минимальным расстоянием в 4347,4 млн. км. В таких условиях сложно заниматься изучением планеты и окружающих ее спутников. Часть лун была замечена только при прохождении исследовательского зонда «Вояджер-2». По аналогии с присвоенным планете именем морского божества все ее 14 спутников именуются как мифологические существа, связанные с водой.

Внутренние спутники

Протей

Протей, спутник Нептуна

Протей – значительный, получивший вторую позицию по габаритам, спутник имеет неправильную форму.

В греческих мифах Протей был сыном Посейдона. Сияние Нептуна скрывало объект от распознавания при наблюдении земных телескопов, он был найден «Вояджером» в 1989 году. Его вес достигает 5х10 в 19 кг, средний диаметр равняется 420 км. Протей покрыт множеством кратеров.

Наяда

Наяда спутник Нептуна

Наяда

Наяда – луна, которая сфотографирована при работе аппарата «Вояджер-2» и опознана на снимках. Это темное тело несферической формы.

Наяда движется на расстоянии 48 227 км от своей планеты, ее орбита самая близкая к Нептуну. Объект постоянно испытывает притяжение гиганта и при приближении может быть разрушен. В мифологии Наяды – покровительницы ручьев.

Таласа

Таласа – этот спутник Нептуна, был открыт вместе с другими, вследствие космических исследований. Предполагают, что сателлит рожден из обломков разбитого в результате катастрофического удара спутника. Диаметр Таласы вычисляется по среднему значению, он равен 82 км. Около планеты обращается за 0,3 дня. Луна испытывает воздействие приливных сил и со временем будет поглощена Нептуном.

Лариса

Спутник Нептуна Ларисса

В процессе слежения группой астрономов в 1981 году была неожиданно замечена пятая луна Нептуна – Лариса. Поверхность спутника пострадала от многочисленных ударов, оставивших кратеры. Средний диаметр луны насчитывает 194 км. Она, как и остальные внутренние спутники, сформирована из обломков и опускается к Нептуну.

Деспина и Галатея

Деспина над Нептуном с интервалом 9 минут

Деспина над Нептуном, снимки сделаны с интервалом 9 минут

Деспина и Галатея – об этих далеких объектах известно немного: они неправильной формы, найдены космическим аппаратом. Как и некоторые другие внутренние спутники, под действием притяжения постепенно снижаются к планете.

Внешние спутники

Тритон

Спутник Нептуна Тритон, снимок Вояджера-2

Тритон – этот первый из спутников обнаружен в октябре 1846 года новатором в создании телескопов, британским ученым Уильямом Ласселом, который за 17 дней до этого открыл Нептун. Несколько лет сателлит не имел названия, пока в 1880 году К. Фламмарион не предложил дать ему имя сына бога морей Тритона. Открытый объект оказался нестандартной луной, он двигался навстречу своей планете. Это не единственная оригинальная черта массивного спутника. Это плотное тело характерной сферической формы, имеющее массу 2,14х10 в 22 кг. Его вес достигает 99% от суммарного значения спутников планеты. Диаметр седьмой по размерам луны Солнечной системы 2706 км.

Строение Тритона

Модель внутреннего строения Тритона

Большую часть вещества в его строении приходится на каменистые породы и металл, лед занимает до 35%. Спутник следует по почти круговой орбите, расположенной близко к Нептуну (375 тыс. км), в обратном направлении. Есть версия, что он был захвачен из просторов космоса гравитацией планеты. Ледяная поверхность Тритона отражает падающий свет, он хорошо заметен в телескоп. Большинство найденных на Тритоне кратеров появились благодаря внутренней активности, следов от астероидных атак очень мало.

Поверхность Тритона, в виде дынной корки

В западной части объекта рассмотрели поверхность с уникальным рельефом, нехарактерным для других найденных космических тел. Ее назвали Местность дынной корки.

Нереида

Спутник Нептуна Нереида, снимок Вояджера-2

Нереида

Нереида. Весной 1949 года, наблюдая за Нептуном, астронома Дж. Койпер заметил его второй спутник. Свое имя он получил по аналогии с морской нимфой. Имея диаметр в 340 км и вес равный 3,1х10 в 19 кг, Нереида третий по масштабу объект из окружения ледяного гиганта.

Эта необычная луна имеет вытянутую орбиту, она то приближается на расстояние 1,4 млн. км, то отклоняется на 9,6 млн. км. Такое свойство заставляет задуматься об астероидном происхождении спутника, захваченного Нептуном.

Интересные факты

Спутник Нептуна S/2004 N1

Объекты, расположившиеся перед орбитой Тритона, значатся как внутренние спутники, их насчитывают 6. В результате недавних наблюдений стало известно об еще одном сателлите из этой группы, летящем между Протеем и Ларисой. Пока он безымянный с порядковым номером S/2004 N1.

Облака на Тритоне, протяженностью 100 км

Тритон можно назвать одним из самых холодных объектов в космосе, даже азот замерзает на нем при -235 градусах Цельсия и образует ледяные области на полюсах. Он имеет атмосферу, возникшую при выбросах газовых гейзеров. Это уникальный случай – всего два спутника в нашей системе имеют постоянную газовую оболочку.

Существует и 5 нерегулярных лун Нептуна с растянутыми орбитами. Они найдены в 2002-2003 годах, их размеры колеблются в промежутке от 30 до 60 км.

Гейзеры на спутнике Нептуна Тритоне