Спутники планеты — «Властелина колец»

Пять спутников Сатурна

Спутники Сатурна – это система загадочных и уникальных миров, состоящая из 62 объектов разной величины, каждому из которых есть чем привлечь внимание исследователей космоса.

История обнаружения лун

Первый спутник был открыт голландским математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом в 1655 году. Им стал могучий Титан, крупнейшая луна Сатурна и вторая в Солнечной системе, после Ганимеда. Джованни Кассини заметил через свой телескоп сразу четыре объекта: Япет – в 1671, Рею – в 1672, Диону и Тефию – в 1684 году. Для открытия следующих двух лун – Мимаса и Энцелада – понадобилось более ста лет, их рассмотрел Уильям Гершель. Восьмую луну – Гиперион – нашел директор Гарвардской обсерватории Уидьям Бонд в 1848 году.

Титан спутник Сатурна
Гиперион
Снимок сделан с расстояния 102 000 километров от Энцелада
Эта огромная панорама спутника Сатурна Дионы, состоит из 4-х снимков полученных аппаратом Кассини 7 апреля 2010 года.
Цветное изображение спутника Сатурна - Тетиса. Снимок получен 24 декабря 2005 года с расстояния 197 000 км, автор обработки Gordan Ugarkovic.
Япет, спутник Сатурна, снимок получен космическим аппаратом Кассини.
Мимас на фоне Сатурна, снимок космического аппарата Кассини
Феба

Феба – один из нерегулярных спутников Сатурна – была замечена на фотоснимках американским астрономом Пикерингом. Усовершенствование телескопических приборов помогло найти другие луны из большого семейства. Большую помощь в изучении оказали снимки, полученные аппаратом «Кассини», ведь диаметр самого маленького обнаруженного объекта (S/2009 S 1) составил всего лишь 0,3 км.

Две группы спутников

Кольца Сатурна и его спутники

Астрономы подтвердили существование 62 спутников у «окольцованного» гиганта, 53 из которых уже получили названия, а 9 еще ждут собственных имен. Все объекты разделили на две группы: регулярные спутники – 24, нерегулярные – 38. В состав первой группы входят

сателлиты, которые двигаются по орбитам, близким к круговым, и находятся в области экватора планеты. Они образовались из газопылевого облака Сатурна в период его формирования. Нерегулярные объекты находятся на большом расстоянии от планеты и были захвачены ее гравитационными силами.

Основные характеристики

Большая часть обнаруженных лун – это мелкие небесные объекты, диаметр которых не превышает 100 км, только 12 из них имеют более существенные размеры. Поверхность небесных объектов плотно покрыта кратерами. Все спутники имеют сходный состав – большая часть их массы приходится на застывший водяной лед, доля твердых пород колеблется от 1/3 до 1/4 общего веса. Движение лун синхронизировано относительно Сатурна, они всегда повернуты к нему ведущим полушарием. Только два спутника – Феба, летящая в противоположном от всех направлении, и Гиперион, хаотично двигающийся вокруг своей оси, – выбиваются из общего ряда. Свои названия, обнаруженные объекты, получают согласно сложившейся традиции, все они носят имена титанов из греческих мифов.

Интересные факты

Титан и Рея

Многие спутники имеют уникальные характеристики, и наблюдение за ними помогает понять природу их появления и существования.

Гейзеры подсвеченные Солнцем

Титан – гигант, превосходящий мелкие луны в тысячу раз, имеет плотную атмосферу, а наличие метановых рек и озер, делает его вторым объектом (после Земли) в нашей системе, где доказано наличие жидкости на поверхности.

Энцелад удивил ученых своей активностью. Выбросы водяного пара, наблюдаемые зондом «Кассини», заставили задуматься о существовании воды под ледяной корой спутника и возможности зарождения здесь простейших форм жизни.

Тефия и Диона имеют на своих орбитах по две мелких луны, расположенных в точках Лагранжа, и которые сопровождают больший объект, находясь на 60 градусов впереди и позади.

Поверхности некоторых спутников обладают примечательными особенностями. На Мимасе замечен большой кратер, имеющий 130 км в диаметре. Он возник от мощного удара, чуть не расколовшего луну. Тефия известна каньоном Итака, занявшим 3/4 ее диаметра, и кратером Одиссей — 450 км. Япет знаменит своим двуликим образом: одно его полушарие яркое, как снег, а второе – темное, как уголь. Другая особенность спутника – высокий горный кряж, протяженностью 1 300 км.

Гиперион

Гиперион подвержен влиянию массивного Титана, его ориентация меняется при сближении с гигантом. Маленький спутник неправильной формы не имеет постоянного значения вращения вокруг оси.