Юпитер — самая массивная планета

Юпитер

Юпитер, большое красное пятно чуть ниже центра.

Юпитер как и все гиганты состоит в основном из смеси газов. Газовый гигант в 2,5 раза более массивный, чем все планеты вместе взятые или в 317 раз больше Земли. Есть много других интересных фактов про планету и мы постараемся их рассказать.

Содержание:

Общая характеристика

Юпитер расстояние 600 млн. км. от Земли

Юпитер с расстояния 600 млн. км. от Земли. Внизу виден след от падения астероида.

Как вы знаете, Юпитер в Солнечной системе самый большой, и у него 79 спутников. Около планеты побывало несколько космических зондов, которые изучали его с пролетной траектории. А космический аппарат Галилео, выйдя на его орбиту, изучал его в течение нескольких лет. Самым последним был зонд «Новые Горизонты». После пролета планеты, зонд получил дополнительное ускорение и направился к своей конечной цели — Плутону.

У Юпитера есть кольца. Они не такие большие и красивые как у Сатурна, потому что тоньше и слабее. Большое красное пятно — это гигантский шторм, который бушует уже больше трехсот лет! Несмотря на то, что планета Юпитер размер имеет поистине огромный, ему не хватило массы, чтобы стать полноценной звездой.

Атмосфера

14-кадровая анимация показывает циркуляцию атмосферы Юпитера

Атмосфера планеты огромна, ее химический состав это 90% водорода и 10% гелия. В отличие от Земли, Юпитер — газовый гигант и не имеет четкой границы между атмосферой и остальной частью планеты. Если бы вы смогли опуститься вниз, к центру планеты, то плотность и температура водорода и гелия стали бы изменяться. Ученые выделяют слои на основе этих особенностей. Слои атмосферы в порядке их убывания от ядра: тропосфера, стратосфера, термосфера и экзосфера.

Анимация вращения атмосферы Юпитера собранная из 58 кадров

У Юпитера нет твердой поверхности, поэтому за некую условную «поверхность» ученые определяют нижнюю границу его атмосферы в точке, где давление составляет 1 бар. Температура атмосферы в этой точке, как и у Земли, уменьшается с высотой, пока не достигнет минимума. Тропопауза определяет границу между тропосферой и стратосферой — это около 50 км над условной «поверхностью» планеты.

Стратосфера

Стратосфера поднимается на высоту 320 км, и давление продолжает снижаться, в то время как температура возрастает. Эта высота отмечает границу между стратосферой и термосферой. Температура термосферы поднимается до 1000 К на высоте 1000 км.

Могучая атмосфера планеты

Все облака и штормы, которые мы можем видеть, расположены в нижней части тропосферы и формируются из аммиака, сероводорода и воды. По сути, видимый рельеф поверхности формирует нижний слой облачности. Верхний слой облаков содержит лед из аммиака. Нижние облака состоят из гидросульфида аммония. Вода образует облака расположенные ниже плотных слоев облаков. Атмосфера постепенно и плавно переходит в океан, который перетекает в металлический водород.

Атмосфера планеты является крупнейшей в Солнечной системе и состоит в основном из водорода и гелия.

Состав

Юпитер содержит небольшие количества таких соединений как метан, аммиак, сероводород, и вода. Эта смесь химических соединений и элементов, вносит свой вклад в формирование красочных облаков, которые мы можем наблюдать в телескопы. Однозначно сказать какого цвета Юпитер нельзя, но примерно он рыже-белый в полоску.

Облака аммиака, которые видны в атмосфере планеты, образуют совокупность параллельных полос. Темные полосы называют поясами и чередуются с светлым, которые известны как зоны. Это зоны, как считается, состоят из аммиака. Пока не известно, что вызывает темный цвет полос.

Юпитер и Большое красное пятно

Большое красное пятно

Вы, возможно, заметили, что в его атмосфере существуют различные овалы и круги, крупнейшим из которых является Большое Красное Пятно. Это вихри и штормы, которые бушуют в крайне нестабильной атмосфере. Вихрь может быть циклонический или антициклонический. Циклонические вихри обычно имеют центры, в которых давление более низкое, чем снаружи. Антициклонические это те, у которых есть центры с более высоким давлением, чем снаружи вихря.

Большое Красное Пятно

Большое Красное Пятно Юпитера (БКП) это атмосферный шторм, который бушует в Южном полушарии вот уже 400 лет. Многие считают, что Джованни Кассини впервые наблюдал его в конце 1600-х годов, но ученые сомневаются, что он сформировался в то время.

Сравнение фотографий БКП сделанных в 1879 году (слева) и в 2014 году (справа)

Около 100 лет назад, эта буря имела размер более 40000 км в поперечнике. В настоящее время его размер сокращается. При нынешних темпах сокращения, оно может стать круговым к 2040 году. Ученые сомневаются, что это произойдет, потому что влияние соседних струйных течений может полностью изменить картину. Пока не известно, как долго будет длиться изменение его размера.

Что такое БКП?

Большое Красное Пятно, цвета усиленны

Большое Красное Пятно является бурей антициклонического типа и с тех пор как мы его наблюдаем, он сохраняет свою форму вот уже несколько столетий. Он настолько огромен, что его можно наблюдать даже из земных телескопов. Ученым еще предстоит выяснить, что вызывает его красноватый цвет.

Маленькое Красное Пятно

Малое Красное Пятно

Другое крупное красное пятно было найдено в 2000 году и с тех пор неуклонно растет. Как и Большое Красное Пятно, оно также антициклоническое. Из-за своего сходства с БКП, это красное пятно (которое носит официальное имя Овал) часто называют «Маленькое Красное Пятно» или «Little Red Spot».

В отличие от вихрей, которые сохраняются в течение длительного времени, бури более кратковременны. Многие из них могут существовать в течение нескольких месяцев, но, в среднем, они длятся в течение 4 дней. Возникновение бурь в атмосфере достигает кульминации каждые 15-17 лет. Бури сопровождаются молниями, так же, как и на Земле.

Вращение БКП

Изображение Юпитера и его спутников Ио и Ганимеда

БКП вращается против часовой стрелки и делает полный оборот каждые шесть земных суток. Период вращения пятна уменьшился. Некоторые считают, что это результат его сжатия. Ветры на самом краю бури достигают скорости 432 км/ч. Пятно достаточно большое, чтобы поглотить три Земли. Инфракрасные данные показывают, что БКП холоднее и находится на большей высоте, чем большинство других облаков. Края бури поднимаются примерно в 8 км выше окружающих вершин облаков. Его позиция смещается к востоку и западу довольно часто. Пятно пересекало пояса планеты по крайней мере 10 раз с начала 19 века. И скорость его дрейфа резко изменилось за эти годы, это было связано с Южным экваториальным поясом.

Цвет БКП

БКП

БКП снимок Вояджера

Не известно точно, что вызывает такой цвет Большого Красного Пятна. Наиболее популярная теория, которую поддерживают лабораторные эксперименты, гласит, что цвет может быть вызван сложными органическими молекулами, например, красным фосфором или соединениями серы. БКП сильно варьируется в цвете от почти кирпично-красного до светло-красного и белого. Красная центральная область на 4 градуса теплее, чем окружающая среда, это считается доказательством того, что на цвет влияют факторы окружающей среды.

Как видите, красное пятно это довольно загадочный объект, оно является предметом будущего большого исследования. Ученые надеются, что они смогут лучше понять нашего гигантского соседа, ведь планета Юпитер и Большое Красное Пятно это одни из величайших загадок нашей Солнечной системы.

Почему Юпитер не звезда

Ему не хватает массы и тепла, необходимого для начала слияния атомов водорода в гелий, поэтому он не может стать звездой. Ученые подсчитали, что Юпитер должен увеличить свою текущую массу, примерно, в 80 раз для того, чтобы зажечь термоядерный синтез. Но тем не менее, планета выделяет тепло за счет гравитационного сжатия. Это сокращение объема, в конечном итоге и нагревает планету.

Механизм Кельвина-Гельмгольца

Эта выработка тепла сверх того, что он поглощает от Солнца, называется механизмом Кельвина-Гельмгольца. Этот механизм имеет место, когда поверхность планеты охлаждается, что вызывает падение давления и тело сжимается. Сжатие (сокращение) разогревает ядро. Ученые подсчитали, что Юпитер излучает больше энергии, чем получает от Солнца. Сатурн показывает тот же механизм своего нагрева, но не так сильно. Звезды коричневые карлики также показывают механизм Кельвина-Гельмгольца. Механизм был первоначально предложен Кельвином и Гельмгольцем для объяснения энергии Солнца. Одним из следствий этого закона является то, что Солнце должно иметь источник энергии, который позволяет ему светить больше, чем несколько миллионов лет. В то время ядерные реакции не были известны, так что источником Солнечной энергии считалось гравитационное сжатие. Так было до 1930-х годов, когда Ганс Бете доказал, что энергия Солнца, получается из ядерного синтеза и длится миллиарды лет.

Транзит тени Ио по диску планеты 22 января 2014 года

С этим связан вопрос, который часто задают: может ли Юпитер приобрести достаточную массу в ближайшем будущем, чтобы стать звездой. Все планеты, карликовые планеты и астероиды в Солнечной системе не могут дать ему необходимое количество массы, даже если он поглотит все в Солнечной системе кроме Солнца. Таким образом, он никогда не станет звездой.

Юнона на фоне гиганта

Будем надеяться, что миссия JUNO (Юнона), которая прибудет к планете к 2016 году, даст конкретные сведения о планете по большинству интересующих ученых вопросам.

Вес на Юпитере

Если вы беспокоитесь о своем весе, то учтите, что Юпитер массу имеет гораздо большую чем Земля и его гравитация гораздо сильнее. Кстати, на планете Юпитер сила тяжести в 2,528 раза более интенсивная чем на Земле. Это означает, что если вы весите 100 кг на Земле, то ваш вес на газовом гиганте будет 252,8 кг.

Поскольку его гравитация настолько интенсивная, у него довольно много лун, а точнее целых 67 спутников и их число может измениться в любой момент.

Вращение

Анимация вращения атмосферы Юпитера сделанная со снимков Вояджера

Анимация вращения атмосферы сделанная из снимков Вояджера

Наш газовый гигант — самая быстро вращающаяся планета из всех в Солнечной системе, он совершает один оборот вокруг своей оси каждые 9,9 часа. В отличие от внутренних планет Земной группы, Юпитер представляет собой шар, состоящий почти полностью из водорода и гелия. В отличие от Марса или Меркурия, он не имеет поверхности, которую можно отслеживать для измерения скорости вращения, у него нет ни кратеров ни гор, которые появляются в поле зрения после определенного количества времени.

Влияние вращения на размер планеты

Быстрое вращение приводит к разнице экваториального и полярного радиусов. Вместо того чтобы быть похожим на сферу, из-за быстрого вращения, планета выглядит как раздавленный мяч. Выпуклость экватора видна даже в небольшие любительские телескопы.

Полярный радиус планеты равен 66,800 км, а экваториальный составляет 71,500 км. Иными словами, экваториальный радиус планеты на 4700 км больше полярного.

Характеристики вращения

Юпитер в телескоп КЕК, 4 июня 2010 года, на длинах волн 1,95- 2,3 мкм. Анимация охватывает около 30 минут реального времени.

Несмотря на то, что планета представляет собой шар из газа, он вращается дифференциально. То есть вращение занимает разное количество времени в зависимости от того, где вы. Вращение на его полюсах занимает на 5 минут дольше, чем на экваторе. Поэтому часто упоминаемый период вращения 9,9 часов, на самом деле, средняя сумма для всей планеты.

Системы отсчета вращения

Ученые фактически используют три различные системы для расчета вращения планеты. Первая система для широты 10 градусов к северу и к югу от экватора — вращение за 9 часов 50 минут. Вторая, для широт севернее и южнее этого региона, где скорость вращения составляет 9 часов 55 минут. Эти показатели измеряются для конкретной бури, которая находится в поле зрения. Третья система измеряет скорость вращения магнитосферы и, как правило, считается официальной скоростью вращения.

Гравитация планеты и комета

Композитное изображения фрагментов кометы и Юпитера

В 1990-х гравитация Юпитера разорвала комету Шумейкеров-Леви 9 и ее осколки упали на планету. Это был первый случай, когда мы имели возможность наблюдать столкновение двух внеземных тел Солнечной системы. Почему Юпитер притянул к себе комету Шумейкеров-Леви 9 спросите вы?

Последствия столкновения с кометой

Комета имела неосторожность пролететь в непосредственной близости от гиганта, и его мощная гравитация притянула ее к себе из-за того, что в Солнечной системе Юпитер самый массивный. Планета захватила комету примерно за 20-30 лет до столкновения, и она вращалась по орбите гиганта с тех пор. В 1992 году комета Шумейкеров-Леви 9 вошла в предел Роша и была разорвана на части приливными силами планеты. Комета напоминала нитку жемчуга, когда ее фрагменты врезались в облачный слой планеты 16-22 июля 1994 года. Фрагменты размерами до 2 км каждый вошли в атмосферу со скоростью 60 км/с. Это столкновение позволило астрономам сделать несколько новых открытий о планете.

Что дало столкновение с планетой

Комета Шумейкеров-Леви 9

Астрономы, благодаря столкновению, обнаружили несколько химических веществ в атмосфере, о которых не было известно до воздействия. Двухатомные сера и сероуглерод были самыми интересными. Это был всего лишь второй раз, когда двухатомная серы была обнаружена на небесных телах. Именно тогда аммиак и сероводород впервые были обнаружены на газовом гиганте. Снимки с Вояджера 1 показали гиганта в совершенно новом свете, т.к. сведения с Пионера 10 и 11 не были столь информативны, а все последующие миссии строились на основе данных полученных Вояджерами.

Столкновение астероида с планетой

Краткое описание

Влияние Юпитера на все планеты проявляется в той или иной форме. Он достаточно силен, чтобы разорвать астероиды и удерживать 79 спутников. Некоторые ученые считают, что столь большая планета могла разрушить многие небесные объекты в прошлом, а также предотвратила формирование других планет.

Юпитер требует более тщательного исследования, чем ученые могут себе позволить и она интересует астрономов по многим причинам. Его спутники являются главной жемчужиной для исследователей. Планета имеет 79 спутников, что фактически 40% от всех спутников нашей Солнечной системы. Некоторые из этих лун больше, чем некоторые карликовые планеты и содержат в себе подземные океаны.

Строение

Внетреннее строение

Внутреннее строение

Юпитер имеет ядро, которое содержит некоторое количество скальных пород и металлический водород, который принимает эту необычную форму под чудовищным давлением.

Последние данные указывают на то, что гигант содержит плотное ядро, которое, как считается, окружено слоем жидкого металлического водорода и гелия, а в наружном слое преобладает молекулярный водород. Гравитационные измерения указывают массу ядра от 12 до 45 масс Земли. Это значит, что ядро планеты составляет около 3-15% от общей массы планеты.

Формирование гиганта

В ранней истории развития Юпитер должен был сформироваться полностью из скалистых пород и льда с достаточной массой для того, чтобы захватить большинство газов в ранней Солнечной туманности. Поэтому его состав полностью повторяют смесь газов протосолнечной туманности.

Современная теория считает, что основной слой плотного металлического водорода простирается на 78 процентов радиуса планеты. Прямо над слоем металлического водорода простирается внутренняя атмосфера из водорода. В ней водород находится при такой температуре, когда нет четкой жидкой и газовой фаз, фактически он находится в сверхкритическом состоянии жидкости. Температура и давление неуклонно растет по мере приближения к ядру. В области, где водород становится металлическим, считается, что температура равняется 10,000 К, а давление 200 ГПа. Максимальная температура на границе ядра оценивается в 36,000 K с соответствующим давлением от 3000 до 4500 ГПа.

Температура

Планета в ИК спектре

Его температура, учитывая, как далеко находится он от Солнца, гораздо ниже чем на Земле.

Внешние края атмосферы Юпитера намного холоднее, чем в центральной области. Температура в атмосфере равняется -145 градусов по Цельсию, а интенсивное атмосферное давление способствуют повышению температуры, по мере спуска. Погрузившись на несколько сотен километров вглубь планеты – водород становится главным ее компонентом, он достаточно горяч, чтобы превратиться в жидкость (т.к. давление большое). Температура в этот момент, как полагают, более 9,700 C. Слой плотного металлического водорода простирается до 78% от радиуса планеты. Возле самого центра планеты, ученые полагают, что температура может достигать 35,500 C. Между холодными облаками и расплавленными нижними отделами находится внутренняя атмосфера из водорода. Во внутренней атмосфере температура водорода такова, что границы между жидкой и газовой фазами у него нет.

Расплавленные внутренние области планеты нагревают остальную часть планеты за счет конвекции, поэтому гигант выделяет больше тепла, чем получает от Солнца. Штормы и сильные ветры смешивают холодный воздух и теплый воздух как и на Земле. Космический корабль Галилео наблюдал ветра имеющие скорость свыше 600 км в час. Одно из отличий от Земли в том, что на планете существуют струйные течения, которые управляют бурями и ветрами, они приводятся в движение собственным теплом планеты.

Есть ли жизнь на планете?

Как видите из данных выше, физические условия на Юпитере довольно суровые. Некоторые задаются вопросом, обитаема ли планета Юпитер, есть ли там жизнь? Но мы вас разочаруем: без твердой поверхности, наличием огромного давления, простейшей атмосферы, радиации и низкой температуры — жизнь на планете невозможна. Другое дело подледные океаны у его спутников, но это тема уже другой статьи. Фактически планета не может поддержать жизнь или способствовать ее зарождению, по современным взглядам на этот вопрос.

Расстояние до Солнца и Земли

Расстояние От Юпитера до Земли

Расстояние до Солнца в перигелии (ближайшая точка), равно 741 млн. км, или 4,95 астрономических единиц (а.е.). В афелии (наиболее удаленной точке) — 817 млн. км, или 5,46 а.е. Из этого следует, что большая полуось равна 778 млн. км, или 5,2 а.е. с эксцентриситетом 0,048. Помните, что одна астрономическая единица (а.е.) равна среднему расстоянию от Земли до Солнца.

Период вращения по орбите

Планете необходимо 11,86 земных лет (4331 дней), чтобы завершить один оборот вокруг Солнца. Планета мчится по своей орбите со скоростью 13 км/с. Его орбита слегка наклонена (около 6,09 °) по сравнению с плоскостью эклиптики (солнечного экватора). Несмотря на то, что Юпитер довольно далеко расположен от Солнца, он является единственным небесным телом, которое имеет общий центр масс с Солнцем, находящийся вне радиуса Солнца. Газовый гигант имеет небольшой наклон оси равный 3,13 градусам, что означает, что на планете нет заметной смены сезонов.

Юпитер и Земля

Большое красное пятно и Земля для масштаба

Когда Юпитер и Земля находятся ближе всего друг к другу они разделены 628,74 млн. километрами космического пространства. В наиболее удаленной друг от друга точке их разделяет 928,08 млн. км. В астрономических единицах эти расстояния колеблются от 4,2 до 6,2 а.е.

Все планеты движутся по эллиптическим орбитам, когда планета находится ближе к Солнцу, этот участок орбиты называется перигелий. Когда дальше — афелий. Разница между перигелием и афелием определяет насколько эксцентрична орбита. Юпитер и Земля имеют две наименее эксцентричные орбиты в нашей Солнечной системе.

Некоторые ученые считают, Юпитер своей гравитацией создает приливные эффекты, которые могут вызвать увеличение количества пятен на Солнце. Если бы Юпитер подошел к Земле на пару сотен миллионов километров, то Земле бы пришлось не сладко под действием мощной гравитации гиганта. Легко понять, как каким образом он может вызвать приливные эффекты, если учесть, что его масса в 318 раз больше чем у Земли. Благо Юпитер находится на почтительном расстоянии от нас, не причиняя неудобства и одновременно защищая нас от комет, притягивая их к себе.

Положение на небосклоне и наблюдение

Юпитер и спутники в небольшой телескоп

Фактически газовый гигант является третьим по яркости объектом на ночном небе после Луны и Венеры. Если вы хотите знать где находится планета Юпитер на небосклоне, то чаще всего ближе к зениту. Чтобы не перепутать его с Венерой, учтите, что она не отходит от Солнца дальше 48 градусов, поэтому не поднимается очень высоко.

Марс и Юпитер это тоже два достаточно ярких объекта, особенно в противостоянии, но Марс отдает красноватым оттенком, поэтому их трудно спутать. Они оба могут находиться в противостоянии (наиболее близкое расположение к Земле), так что либо ориентируйтесь на цвет, либо используйте бинокль. Сатурн, несмотря на сходство строения, довольно сильно отличается по яркости, из-за большого удаления, так что спутать их сложно. Имея в своем распоряжении небольшой телескоп, Юпитер предстанет вам во всей красе. При его наблюдении сразу бросаются в глаза 4 маленькие точки (Галилеевы спутники) которые окружают планету. Юпитер в телескоп выглядит как полосатый шарик, и даже в небольшой инструмент видна его овальная форма.

Нахождение на небе

Используя компьютер его найти совсем не сложно, для этих целей подойдет распространенная программа Stellarium. Если вы не знаете, что за объект вы наблюдаете, то зная стороны света, свое местоположение и время программа Stellarium вам даст ответ.

При его наблюдении мы имеем удивительную возможность увидеть такие необычные явления как прохождение теней спутников по диску планеты или затмение планетой спутника, в общем почаще смотрите в небо, там много всего интересного и удачного поиска Юпитера! Чтобы легче было ориентироваться в астрономических события используйте астро календарь.

Магнитное поле

Магнитное поле и радиационные пояса

Магнитное поле Земли создается благодаря его ядру и динамо-эффекту. У Юпитера магнитное поле поистине огромной силы. Ученые уверены, что у него есть скальное/металлическое ядро и благодаря этому планета обладает магнитным полем, которое в 14 раз сильнее, чем у Земли и содержит в 20,000 раз больше энергии. Астрономы полагают, что магнитное поле порождается металлическим водородом вблизи центра планеты. Это магнитное поле служит ловушкой для ионизированных частиц солнечного ветра и ускоряет их почти до скорости света.

Напряжение магнитного поля

Магнитное поле газового гиганта является самым мощным в нашей Солнечной системе. Оно варьирует от 4,2 Гс (единица магнитной индукции равна одной десятитысячной доли тесла) на экваторе, до 14 Гс на полюсах. Магнитосфера простирается на семь миллионов км в сторону Солнца и к краю орбиты Сатурна.

Форма

Магнитное поле планеты напоминает по форме пончик (тороид) и содержит огромные эквиваленты поясов Ван Аллена на Земле. Эти пояса являются ловушкой для высокоэнергетических заряженных частиц (в основном протонов и электронов). Вращение поля соответствует вращению планеты и примерно равно 10 часам. Некоторые из спутников Юпитера взаимодействуют с магнитным полем, в частности спутник Ио.

Извержение вулкана Pele на Ио, фотография Хаббла

Он имеет несколько действующих вулканов на поверхности, которые извергают газ и вулканические частицы в пространство. Эти частицы в конечном счете диффундируют в остальную часть пространства окружающего планету и становятся основным источником заряженных частиц, захваченных в магнитном поле Юпитера.

Радиационные пояса

Радиационные пояса планеты представляют собой тор энергичных заряженных частиц (плазмы). Они удерживаются на месте с помощью магнитного поля. Большинство частиц, которые образуют пояса приходят из солнечного ветра и космических лучей. Пояса находятся во внутренней области магнитосферы. Есть несколько различных поясов, содержащих электроны и протоны. Кроме того, в радиационных поясах содержат меньшие количества других ядер, а так же альфа-частицы. Ремни представляют опасность для космических аппаратов, которые должны защитить свои чувствительные компоненты адекватной защитой, если их путь проходит в радиационных поясах. Вокруг Юпитера радиационные пояса очень сильные и космическому кораблю, который пролетает сквозь них необходимо дополнительная специальная защита, чтобы сберечь чувствительную электронику.

Полярные сияния на планете

Рентгеновская фотография Юпитера

Рентгеновский снимок

Магнитное поле планеты создает одни из самых зрелищных и активных сияний в Солнечной системе.

Полярное сияние на северном полюсе Юпитера в УФ

На Земле полярные сияния вызваны заряженными частицами, выбрасываемыми в результате солнечных бурь. Некоторые полярные сияния на Юпитере создаются таким же образом, но у него есть и другой способ получения сияний. Быстрое вращение планеты, интенсивное магнитное поле и обильный источник частиц от вулканической активной спутника Ио, создает огромный резервуар электронов и ионов.

Патера Тупана, вулкан на Ио

Патера Тупана — вулкан на Ио

Эти заряженные частицы, захваченные магнитным полем, постоянно ускоряются и попадают в атмосферу над полярными областями, где и сталкиваются с газами. В результате таких столкновений и получаются полярные сияния, которые мы на Земле не можем наблюдать.

Полярное сияние на Юпитере, сфотографированное космическим телескопом Хаббл, весной 2005 года

Магнитные поля Юпитера, как полагают, взаимодействуют почти с каждым телом в Солнечной системе.

Как вычислили продолжительность дня

Ученые вычислили продолжительность дня по скорости вращения планеты. И самые ранние попытки заключались в наблюдении за штормами. Ученые находили подходящий шторм и замерив его скорость вращения вокруг планеты получали представление о длине дня. Проблема заключалась в том, что бури на Юпитере меняются очень быстрыми темпами, что делает их неточными источниками вращения планеты. После того, как было обнаружено радиоизлучение от планеты, ученые вычислили период вращения планеты и ее скорость. В то время как в разных частях планета вращается с разной скоростью, скорость вращения магнитосферы остается неизменной и используется в качестве официальной скорости планеты.

Происхождение названия планеты

Планета была известна с древних времен и ее назвали в честь римского бога. В то время у планеты было много имен и на протяжении всей истории Римской империи ему оказывали наибольшее внимание. Римляне назвали планету именем их царя богов, Юпитера, который также был богом неба и грома.

В римской мифологии

В римском пантеоне, Юпитер был богом неба и был центральным богом в Капитолийской триаде наряду с Юноной и Минервой. Он оставался главным официальным божеством Рима на протяжении всей республиканской и императорской эпох, вплоть до того как языческая система была заменена на христианство. Он олицетворял собой божественную власть и высокие должности в Риме, внутренней организации по внешним связям: его образ в республиканском и императорском дворце очень много значил. Римские консулы присягали именно Юпитеру. Чтобы поблагодарить его за помощь и заручиться его постоянной поддержкой, они молились статуе быка с позолоченными рогами.

Как присваивают имена планетам

Снимок аппарата Кассини (слева - тень от спутника Европа)

Снимок аппарата Кассини (слева — тень от спутника Европа)

Это обычная практика когда планетам, лунам и многим другим небесным телам, присваивают имена из греческой и римской мифологии, а также присваивают конкретный астрономический символ. Некоторые примеры: Нептун бог моря, Марс бог войны, Меркурий посланник, Сатурн Бог Времени и отец Юпитера, Уран — отец Сатурна, Венера — богиня любви, и Земли, а Земля является только планетой, это идет в разрез с греко-римской традицией. Надеемся, что происхождение названия планеты Юпитер больше не вызовет у вас вопросов.

Открытие

Было ли вам интересно узнать кем открыта планета? К сожалению, нет достоверного способа узнать, как и кем он была обнаружен. Он является одной из 5 планет, видимых невооруженным глазом. Если вы выходите на улицу и видите яркую звезду в небе, это, вероятно, он и есть т.к. его яркость больше любой звезды, ярче него только Венера. Таким образом, древние люди знали о нем в течение нескольких тысяч лет и нет никакого способа узнать, когда первый человек заметил эту планету.

Может быть, лучше задать вопрос, когда мы поняли, что Юпитер планета? В древности астрономы думали, что Земля является центром Вселенной. Это была геоцентрическая модель мира. Солнце, Луна, планеты и даже звезды все вращалось вокруг Земли. Но была одна вещь, которую было трудно объяснить это странное движение планет. Они двигались в одном направлении, а затем останавливались и двигались назад, так называемое ретроградное движение. Астрономы создавали все более и более сложные модели, чтобы объяснить эти странные движения.

Коперник и гелиоцентрическая модель мира

Гелиоцентрическая модель мира

В 1500-х годах Николай Коперник разработал свою модель гелиоцентрическую модель Солнечной системы, где Солнце стало центром и планеты, включая Землю, вращались вокруг него. Это красиво объяснило странные движения планет на небе.

Первый человек, который на самом деле увидел Юпитер, был Галилей, а удалось ему это с помощью первого в истории телескопа. Даже с его несовершенным телескопом, он смог увидеть полосы на планете и 4-е больших Галилеевых спутника, которые были названы в его честь.

Впоследствии используя большие телескопы, астрономы смогли увидеть более подробную информацию об облаках Юпитера и узнать больше про его спутники. Но по-настоящему ученые его изучили с началом космической эры. Космический аппарат НАСА Pioneer 10 был первым зондом который пролетел мимо Юпитера в 1973 году. Он прошел на расстоянии 34,000 км от облаков.

Масса

Снимок Юпитера и Ио

Масса его составляет 1,9 х 10*27 кг. Трудно в полной мере понять, насколько это большая цифра. Масса планеты в 318 раз больше массы Земли. Он в 2,5 раза массивнее, чем все другие планеты в нашей Солнечной системе вместе взятые.

Масса планеты не достаточна для устойчивого ядерного синтеза. Термоядерный синтез требует высоких температур и интенсивного гравитационного сжатия. На планете существует большое количество водорода, но планета слишком холодна и недостаточно массивна для устойчивой реакции синтеза. Ученые подсчитали, что ему необходимо в 80 раз больше массы, чтобы зажечь синтеза.

Характеристика

Объем планеты 1,43128 10*15 км3 . Этого достаточно, чтобы поместить внутрь планеты 1321 объектов размером с Землю, и еще останется немного места.

Площадь поверхности — 6,21796 на 10*10 к 2. И просто для сравнения, это в 122 раз больше площади поверхности Земли.

Поверхность

Фотография Юпитера полученая в инфракрасном диапазоне на телескопе VLT

Фотография Юпитера полученная в инфракрасном диапазоне на телескопе VLT

Если бы космический корабль спускался под облака планеты то он увидел бы облачный слой состоящий из кристаллов аммиака, с примесями гидросульфида аммония. Облака эти находятся в тропопаузе и делятся по цвету на зоны и темные пояса. В атмосфере гиганта бушует ветер со скоростью свыше 360 км/ч. Вся атмосфера постоянно бомбардируется возбужденными частицами магнитосферы и веществом которое извергают вулканы на спутнике Ио. В атмосфере наблюдаются молнии. Всего в нескольких километрах ниже условной поверхности планеты, любой космический аппарат будет раздавлен чудовищным давлением.

Облачный слой простирается на 50 км в глубину, и содержит тонкий слой водяных облаков под слоем аммиака. Это предположение основано на вспышках молний. Молния вызвана различной полярностью воды, что дает возможность создавать статическое электричество, необходимое для формирования молний. Молнии могут быть в тысячу раз мощнее чем наши Земные.

Возраст планеты

Точный возраст планеты трудно определить, ведь мы не знаем точно, как Юпитер образовался. У нас нет образцов породы для химического анализа, вернее их вообще нет, т.к. планеты целиком состоит из газов. Когда возникла планета? Есть мнение среди ученых, что Юпитер, как и все планеты сформировался в солнечной туманности около 4,6 млрд лет назад.

Теория утверждает, что Большой взрыв произошел около 13,7 млрд лет назад. Ученые полагают, что наша Солнечная система была сформирована, когда облако газа и пыли в космосе было образовано в результате взрыва сверхновой. После взрыва сверхновой образовалась волна в пространстве, которая создала давление в облаках газа и пыли. Сжатие заставило облако сжиматься и чем больше оно сжималось, тем гравитация больше ускоряла этот процесс. Облако закружилось, а в его центре росло горячее и более плотное ядро.

Как он образовался

Мозаика Юпитера состоящая из 27 снимков

Мозаика состоящая из 27 снимков

В результате аккреции частицы начали слипаться и образовывать сгустки. Некоторые сгустки получались больше других, так как менее массивные частицы прилипали к ним, образуя планеты, спутники и другие объекты в нашей Солнечной системе. Изучая метеориты оставшиеся от ранней стадии существования Солнечной системы, ученые обнаружили, что их возраст около 4,6 миллиардов лет.

Считается что газовые гиганты сформировать первыми и имели возможность обрасти большим количество водорода и гелия. Эти газы существовали в солнечной туманности в течение первых нескольких миллионов лет, прежде чем были поглощены. Это означает, что газовые гиганты могут быть немного старше Земли. Так что сколько миллиардов лет назад возник Юпитер предстоит еще уточнять.

Цвет

Цвет планеты формирует ее атмосфера

Множество изображений Юпитера показывают, что он отражает многие оттенки белого, красного, оранжевого, коричневого и желтого. Цвет Юпитера изменяется вместе со штормами и ветрами в атмосфере планеты.

Цвет планеты весьма разношерстный, он создается различными химическими веществами отражающими свет Солнца. Большинство облаков атмосферы состоят из кристаллов аммиака, с примесями водяного льда и гидросульфида аммония. Мощные бури на планете формируются из-за конвекции в атмосфере. Это позволяет бурям поднимать из глубоких слоев такие вещества как фосфор, сера и углеводороды, в результате чего появляются белые, коричневые и красные пятна, которые мы видим в атмосфере.

Ученые используют цвет планеты чтобы понять принцип работы атмосферы. Будущие миссии, такие как Юнона, планируют внести более глубокое понимание процессов в газовой оболочке гиганта. Будущие миссии также собираются изучать взаимодействие вулканов Ио с водяным льдом на Европе.

Радиация

Космическое излучение является одной из самых больших проблем для исследовательских зондов изучающих многие планеты. До сих пор Юпитер является самой большой угрозой для любого корабля находящегося в пределах 300,000 км планеты.

Юпитер окружен интенсивными радиационными поясами, которые легко уничтожат всю бортовую электронику, если корабль не будет должным образом защищен. Электроны разогнанные почти до скорости света, окружают его со всех сторон. Земля имеет аналогичные пояса радиации, называемые пояса Ван Аллена.

Магнитное поле гиганта в 20,000 сильнее, чем у Земли. Космический корабль Галилео (Galileo) измерял активность радиоволн внутри магнитосферы Юпитера в течение восьми лет. По его данным, короткие радиоволны могут быть ответственны за возбуждение электронов в радиационных поясах. Коротковолновое радиоизлучение планеты возникает в результате взаимодействия вулканов на спутнике Ио в сочетании с быстрым вращением планеты. Вулканические газы ионизируются и покидают спутник под действием центробежной силы. Этот материал формирует внутренний поток частиц, которые возбуждают радиоволны, в магнитосфере планеты.

Интересные факты

1. Планета очень массивна

Фото Юпитера и его спутников Ио и Ганимеда. Автор Damian Peach, сентябрь 2010 года

Масса Юпитера в 318 раз больше массы Земли. И он в 2,5 раза больше массы всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых.

2. Юпитер никогда не станет звездой

Астрономы называют Юпитер не удавшейся звездой, но это не совсем уместно. Это все равно, что из вашего дома не удался небоскреб. Звезды генерируют свою энергию путем слияния атомов водорода. Их огромное давление в центре создает высокую температуру и атомы водорода сливаются вместе, создавая гелий, при этом выделяя тепло. Юпитеру потребуется более чем в 80 раз увеличить свою текущую массу, чтобы зажечь термоядерный синтез.

3. Юпитер является самой быстро вращающейся планетой в Солнечной системе

Несмотря на все свои размеры и массу, он вращается очень быстро. Планета требуется всего лишь около 10 часов, чтобы совершить полный оборот вокруг своей оси. Из-за этого, его форма немного выпуклая на экваторе.

Радиус планеты Юпитер на экваторе более чем 4600 км находится дальше от центра, чем на полюсах. Такое быстрое вращение также помогает генерировать мощное магнитное поле.

4. Облака на Юпитере толщиной всего 50 км.

Все эти красивые облака и штормы что вы видите на Юпитере толщиной всего лишь около 50 км. Они сделаны из кристаллов аммиака разбиты на два уровня. Более темные, считаются, состоят из соединений которые поднялись из более глубоких слоев, а затем измените цвет на Солнце. Под этими облаками простирается океан из водорода и гелия, на всем пути до слоя металлического водорода.

5. Большое Красное Пятно

Большое красное пятно на Юпитере. Снимок композитный RBG+ИК и УФ. Обработка любительская, автор Mike Malaska.

Большое красное пятно. Снимок композитный RBG+ИК и УФ. Обработка любительская, автор Mike Malaska.

Большое Красное Пятно является одним из его наиболее известных особенностей планеты. И, похоже, оно уже существует в течение 350-400 лет. Оно было впервые выявлено Джованни Кассини, который отметил его, что еще в 1665 году. Сто лет назад Большое Красное Пятно имело размер 40.000 км в поперечнике, но в настоящее время оно наполовину сократилось.

6. У планеты есть кольца

Слабая кольцевая система Юпитера

Кольца вокруг Юпитера были третьими по счету кольцами обнаруженными в Солнечной системе, после того, как были открыты у Сатурна (конечно же) и Урана.

Снимок кольца Юпитера сфотографированные зондом Новые Горизонты

Снимок кольца Юпитера сфотографированный зондом Новые Горизонты

Кольца Юпитера являются слабыми, и вероятно, состоят из вещества выброшенного с его спутников, когда те сталкивались с метеоритами и кометами.

Кольцевая система и спутники

7. Магнитное поле Юпитера в 14 раз сильнее, чем Земное

Астрономы полагают, что магнитное поле создается движением металлического водорода глубоко внутри планеты. Это магнитное поле является ловушкой для ионизированных частиц солнечного ветра и ускоряет их почти до скорости света. Эти частицы создают опасные пояса радиации вокруг Юпитера, что может привести к повреждению космических аппаратов.

8. У Юпитера 67 спутников

Ио спутник Юпитера

По состоянию на 2014 год у Юпитера в общей сложности 67 спутников. Почти все из них меньше 10 километров в диаметре и были обнаружены лишь после 1975 года, когда первый космический аппарат прибыл к планете.

Как выглядели бы спутники Юпитера в небе Земли

Один из его спутников, Ганимед является крупнейшим спутником в Солнечной системе и имеет размер 5262 км в поперечнике.

9. Юпитер посетило 7 разных космических кораблей с Земли

Снимки Юпитера полученные шестью космическими аппаратами

Снимки Юпитера полученные шестью космическими аппаратами (отсутствует фото с Уиллиса, ввиду того что на не было фотокамер)

Юпитер впервые посетил зонд НАСА Pioneer 10 в декабре 1973 года, а затем Pioneer 11 в декабре 1974 года. После зонды Вояджер 1 и 2 в 1979 году. За ними последовал длительный перерыв, пока космический аппарат Улисс прибыл в феврале 1992 года. После межпланетная станция Кассини совершила пролет в 2000 году, на своем пути к Сатурну. И, наконец, зонд Новые горизонты (New Horizons) совершил пролет мимо гиганта в 2007 году. Следующий визит намечен на 2016 год, планету будет исследовать аппарат Юнона (Juno)

Галерея рисунков посвященных путешествию Вояджера

Вид с Энцелада на Сатурн
Поверхность Титана
Пролет вблизи Ганимеда
Пролет спутника Титана
Сатурн
Спутник Каллисто
Старт миссии - сентябрь 1977 года
Фотографирование Сатурна
Фотографирование системы Юпитера
Юпитер Европа и Ио
Юпитер и его крупнейшие спутники
Юпитер
Кольца Сатурна
19 месяцев спустя
Вид на планету со спутника Европа
Поверхность Каллисто
Наблюдения Ио
Обнаружение колец Юпитера
Миссия Вояджер

10. Вы можете увидеть Юпитер своими глазами

Юпитер является третьим по яркости объектом на ночном небе Земли, после Венеры и Луны. Скорее всего, вы видели газового гиганта в небе, но понятия не имели, что это Юпитер. Учтите, что если вы видите очень яркую звезду высоко в небе, скорее всего это Юпитера. По существу эти факты про Юпитер для детей, однако для большинства из нас, напрочь позабывших школьный курс астрономии эта информация о планете будет весьма кстати.

Путешествие к планете Юпитер научно-популярный фильм