Метеорит

Гоба — крупнейший из найденных метеоритов

Метеоритами называют тела космического происхождения, которые упали на поверхность Земли или другого крупного небесного объекта. Фактически метеорит – часть метеорного тела, которое не разрушилось во время движения в атмосфере.

Исследование метеоритов

Аризонский кратер

Аризонский кратер образовавшийся в результате падения метеорита

Исследование метеоритов сейчас – важная область науки, которая уже подарила человечеству немало интересных и полезных открытий. Примечательно, что когда-то метеориты вообще были лишены «небесного статуса». Причина скрывалась в пересечении мифологии и науки: в XVIII веке еще не было достаточно аргументированной базы знаний, чтобы дать определение космическому телу. Обнаруженный объект местные жители считали неким «грозовым камнем», который материализуется в воздухе из-за молний. Невзирая на явную космическую природу, ученые объявили метеорит обычным земным минералом, так как это было более логичным, нежели мифологическая составляющая его появления.

В настоящем исследования о том, что такое метеорит, могут дать ответ не только на вопросы происхождения Вселенной в целом и Земли в частности, но и определить существование жизни за пределами нашей планеты. К примеру, один метеорит позволил более точно определить время образования Луны.

Интерактивная карта упавших метеоритов

Смотреть карту тут.

Падение метеорных тел на Землю

След от падения метеорита

Около 92,8% от всех метеоритов, упавших на Землю, приходится на категорию каменных, 5,7% — железных, 1,5% — железо-каменных. В среднем за год падает более 1 тыс. метеоритов, но с их обнаружением нередко возникают сложности, ввиду точки приземления в труднодоступных районах или в океане. В момент падения метеора в небе наблюдается болид – огненный шар с обилием искр и длинным хвостом, – который оставляет за собой характерный пылевой след, напоминающий полосу дыма. Свечение метеора объясняется преобразованием кинетической энергии движущегося с большой скоростью тела в свет и тепло, вследствие сопротивления атмосферы Земли. Болид возникает на высоте примерно 130-80 км. Когда метеор снижается до 20-10 км, наблюдается так называемая «область задержки»: падение затормаживается, свечение пропадает, а само метеорное тело охлаждается. Как следствие, на грунт падают горячие или даже теплые объекты, а не раскаленные.

Классификация метеоритов

Подробная классификация метеоритов

В настоящее время существует несколько классификаций метеоритов. Самая распространенная базируется на составе космического тела. Выделяют следующие группы:

— каменные (минеральные);

— железные (металлические, раньше их также называли сидериты);

— железо-каменные (смешанный состав).

В основе второго типа классификации лежит метод обнаружения метеоритов. Если космическое тело находят, ориентируясь на след в атмосфере, то метеорит относят к категории «падения». В случае, когда определить, что обнаруженный объект является метеоритом возможно лишь после отдельного исследования, его причисляют к «находкам».

Следы внеземной органики в метеоритах

Изучение нескольких марсианских метеоритов – всего их на Землю упало 34 – показало наличие в них органических соединений внеземного характера. Часть ученых считает это достаточной базой для подтверждения того, что на Марсе когда-то существовали живые организмы, другие – настаивают на необходимости дальнейших исследований.

Крупные современные метеориты

Cтудийные фотографии Челябинского метеорита

Преимущественное большинство найденных метеоритов можно считать сравнительно мелкими, однако встречаются среди них и выдающиеся экземпляры. Один из них – Гоба, обнаруженный в 1920 году в Намибии. По оценкам ученых, он упал порядка 80 тыс. лет назад.

Находка достигала в объеме около 9 куб. м при весе в 66 тонн. Метеорит не стали куда-либо перемещать. Он постепенно разрушается под действием окружающей среды и вандалов. Сейчас его вес оценивается примерно в 60 тонн.

Иногда наблюдаются и метеоритные дожди, когда на Землю падают сразу сотни космических тел. К примеру, в феврале 2012 года это произошло в Китае. Максимальный вес обнаруженного метеорита достигал 12,6 кг. Еще более масштабный метеоритный дождь прошел в Китае в 1976 году.

Интересные факты

Учитывая количество падающих метеоритов, кажется удивительным, что они не попадают в человека. На самом деле в истории зафиксировано несколько таких случаев. В 1992 году в Африке один из осколков космического тела угодил в мальчика. Последний не пострадал, так как вес фрагмента не превышал трех граммов, а само падение было замедлено деревом. Меньше повезло женщине в штате Алабама (США). В 1954 году на ее дом «приземлился» метеорит весом 4 кг, который пробил крышу и рикошетом задел ее руку и бедро. Все закончилось несколькими ушибами.