Спутниковая система Урана

Луны УранаСпутники Урана – это 27 космических тел, своими названиями представляющие на границах нашей системы в основном шекспировские персонажи.

История обнаружения

Уильям Гершель, ставший после открытия Урана королевским астрономом, продолжил изучение далекого космоса с помощью телескопа. В 1787 году он заметил два, имеющих наибольший диаметр, спутника планеты – Титанию и Оберон. Через три года Лассель, страстно увлекавшийся астрономией, в собственной ливерпульской обсерватории открыл Ариэль и Умбриэль.

Уран, кольца и спутники в телескоп Хаббл

Необычным стал факт выбора названий для небесных объектов не их первооткрывателями, а сыном Гершеля. Для спутников, найденных отцом, он взял имена персонажей пьесы «Сон в летнюю ночь». Ариэль получил название от светлого доброго эльфа из поэмы Поупа, а Умбриэль – темного и злого. Такие обозначения стали не случайными, они соответствуют внешнему облику спутников. Спустя столетие Джерард Копейр заметил наименьшую сферическую луну – Миранду. Остальные объекты открыли благодаря фотографиям «Вояджера — 2» и телескопу «Хаббл». Первоначально названия брались из одной пьесы Шекспира – «Буря», но далее использовали и другие его произведения.

Деление спутников Урана на группы

Обнаружить все 27 спутников было непростой задачей, диаметр некоторых ничтожно мал для космических масштабов, и составляет 11-15 км. Свое вращение они совершают в плоскости экватора Урана. Учитывая местонахождения и размеры, все луны разделили на три группы.

Пять крупных спутников

Спутник Урана Титания
Спутник Урана Оберон
Спутник Урана Умбриэль
Ариэль спутник Урана
Миранда спутник Урана

Оберон наиболее удален от Урана, он покрыт следами ударных кратеров. Его состав – это комбинация льда, горных пород и метановых соединений. Спутник имеет раскаленное ядро и мантию. Исследования позволяют определить, что возраст Оберона сопоставим с Ураном. Многочисленные кратеры возникли при падении астероидов и как результат собственной активности объекта. Приливные силы, возникающие под действием гравитации соседних спутников, провоцировали выбросы из недр, их следы остались в виде глубоких каньонов. Светлые пятна на поверхности – это снег и водяной лед, остатки выбросов.

Титания более светлая соседка Оберона, она имеет меньше кратеров, особенно крупных. Это самый массивный спутник Урана, с диаметром 1580 км. Вся его поверхность изрезана долинами протяженностью около 1000 км. Это указывает на древнюю геологическую активность, изменившую рельеф спутника. Состав луны традиционен для этой системы: 50% водяного льда, соединения кремния, углерода и азота.

На Ариэле обнаружены следы недавней вулканической активности. Он изрезан рифтовыми долинами, имеющими длину до 300 километров, а ширину до 30 км. Они разветвляются и переплетаются, а веществом, которое двигалось по этим протокам, был лед. Иней, которым покрыта поверхность, делает Ариэль светлее остальных спутников. Диаметр объекта – 1167 км. Он неизменно повернут к планете одной стороной, и облетает ее за 2,5 суток.

Умбриэль – самый темный спутник. Для его поверхности характерно многочисленное наложение кратеров, причем светлые выбросы из них полностью отсутствуют. Объяснение этому видят в малом количестве тепла в период образования луны. Темная порода и лед не растаяли и остались в первоначальном виде, а бомбардирующие частицы смешались с ними. Его сфера имеет диаметр 1169 км.

Больший процент в составе Миранды приходится на лед, присутствуют примеси карбонатов и силикатов. Она ближайший к Урану и наименьший в своей группе спутник, ее диаметр – всего 480 км. Рельеф луны очень необычен, его удалось рассмотреть только на фотографиях с высоким разрешением. Замечены необычные параллельные гряды, образующие трапецию, а также другие системы полос. Причины появления таких борозд неизвестны.

На первую группу приходится вся масса спутниковой системы, остальные объекты не учитываются.

Внутренние спутники

Уран снимок телескопа Кек

Уран с системой колец и спутников, снимок телескопа Кек

Между орбитой Миранды и Ураном находятся 13 темных объектов маленького размера, их диаметр ничтожен в масштабах космоса, от 18 км (Купидон) до 162 км (Пак). Их появление объясняют захватом пролетающих астероидов и комет. Два ближайших к планете спутника – Корделия и Офелия – расположились на краю кольца и удерживают его частицы на орбите. Их называют «пастухами».