Феба – спутник Сатурна

Феба

Феба – спутник Сатурна, происхождение которого вне границ Солнечной системы вызывает немалый интерес у исследователей.

В пользу версии о происхождении Фебы в поясе Койпера и последующем ее захвате массивным Сатурном говорит немало фактов. Спутник двигается по ретроградной орбите – это значит, что он направляется навстречу другим лунам. По плотности сателлит превосходит соседей и покрыт темным межзвездным веществом.

Феба, снимок АМС Кассини

Феба впервые замечена У. Г. Пикерингом в 1899 году при изучении астрономических фотографий, сделанных в перуанской обсерватории Арекипа. Вдохновленный открытием девятого спутника, ученый продолжил поиски остальных лун Сатурна, но это не дало положительного результата. Целое столетие космический объект считался окраиной окружения газового гиганта, пока не были обнаружены более далекие луны Сатурна. Свое название Феба получила от титаниды из греческой мифологии, бабушки и воспитательницы Аполлона и Артемиды.

Характеристики

Карта средних широт Фебы

Темная поверхность объекта почти не отражает солнечные лучи, ее альбедо всего 6%, она покрыта черным веществом, которое в большом количестве отмечено за пределами нашей системы.

Крупнейший нерегулярный спутник планеты, имеющий диаметр 220 км, отдален от нее на 12,9 млн. км. Форма спутника близка к сферической, возможно, в начале формирования она такой и была. Вытянутая орбита сателлита отклонена от плоскости экватора, в которой расположились остальные луны. Это невероятно подвижное космическое тело – выполнить оборот вокруг оси оно успевает за 9 часов. Но на движение по протяженному пути вокруг планеты Фебе требуется целых 18 месяцев. Поверхность луны покрыта глубокими кратерами, 24 самых масштабных из них получили личные названия. Эти следы астероидных атак открывают яркие фрагменты льда, составляющего основу спутника, и показывают, что толщина нанесенного извне темного вещества достигает всего 300-500 метров.

Феба – несформировавшаяся планета?

Вращение Фебы

Анализируя снимки зонда «Кассини», ученые пришли к выводу, что Феба по структуре ближе к планетам, чем к спутникам. Возраст ее образования равняется 4 млрд. лет. Поиск объяснения факту отличия Фебы от остальных лун Сатурна продолжился в моделировании условий, в которых она формировалась. Изначально тело имело разогретое ядро и жидкость, но остыло, не достигнув конечного состояния. Плотность луны – 1,63 г/см3 – близка по значению к Плутону, карликовой ледяной планете. Застывший на начальной стадии развития объект может дать ценные сведения о процессе появления и формирования крупных космических тел.

По другой версии Феба – захваченная за пределами расположения Нептуна комета. Истинное происхождение спутника точно не установлено, но все полученные на сегодняшний момент факты указывают на то, что он пришелец в Солнечной системе.