Венера для детей

Венера для детейФакты про Венеру

Венера — это самая жаркая планета во всей Солнечной системе. Львиную долю ее поверхности составляют равнины с затвердевшей лавы, которая однажды вытекла с глубин и разлилась по планете.

Поверхность Венеры

Почти вся Венера покрыта лавой. Не добралась она только до вершин, которые были выше планки лавового потопа. Сейчас возвышенности принадлежат к самым старым объектам на Венере из видимых на поверхности. Тессеры — так называются эти вершины — все испещрены пересекающимися трещинами. С высоты птичьего полета они напоминают черепицу или деревянный паркет.

В начале «жизни» Венеры на ней могла быть вода. Но когда из-за парникового эффекта температура на планете выросла, вся вода бесследно испарилась: атмосфера стала слишком горячей, чтобы удерживать ее в жидком или газообразном виде у поверхности. Кроме того, на Венере не найти даже высохших озер, рек и морей, как на Марсе. Если они и были, то сейчас скрылись под многокилометровым слоем затвердевшей лавы.

Вид над Венерой

На Венере никогда не светит Солнце — его заслоняют толстые многослойные облака, которые плотно укутывают всю планету. Они же поддерживают высокую температуру. Дожди из серной кислоты, которые идут на Венере, испаряются еще до того, как касаются поверхности. Так что если на Венере можно жить, то лишь над облаками — но не в раскаленном «парнике» поверхности, где не выживают даже космические зонды.

Карта Венеры

Нашли на карте что-то непонятное, интересное или странное? Добро пожаловать в раздел вопросов и ответов!

Карта Венеры для детей.

Карта Венеры для детей. Смотреть в полном размере.

Вопросы и ответы

Была ли когда-то вода на Венере? — Мы не знаем, как Венера выглядела на протяжении первых 3,5 миллиардов лет ее истории. Возможно, когда-то на планете плескались целые океаны — но никаких свидетельств тех времен не сохранилось на поверхности.

Остынет ли когда-нибудь поверхность Венеры? — Очень непохоже, чтобы она собиралась охлаждаться. Ожидают что она наоборот будет разогреваться все сильнее за счет солнечного тепла, пойманного «парником» облаков.

Вулканы на Венере

Есть ли вода на Венере сейчас? — Нет ни малейшей капельки. Сильная жара испарила ее давным-давно.

Почему на Венере так горячо? — Потому что густые облака создают парниковый эффект, вследствие которого солнечные лучи не могут покинуть планету и разогревают ее. Кроме того, Венера ближе к Солнцу, чем Земля — значит, и энергии Солнца получает больше.

Почему вся Венера залита лавой? — Лава поднялась на поверхность из миллионов маленьких вулканов и трещин. Но в этом нет ничего особенного. Большая часть Земли, в том числе дно океанов, тоже покрыта лавой. Но на поверхности нашей планеты она давно застыла и покрылась мягкими осадочными породами.

Венера в представлении писателей

Венера в представлении писателей-фантастов братьев Стругацких

Почему на карте гуляют ископаемые животные и растут древние деревья? — До того, как космические зонды достигли Венеры, люди считали, что планета покрыта болотистыми лесами, как Земля в Каменноугольный период. Астрономы даже ожидали встретить там динозавров! К сожалению, эта теория не подтвердилась.

Почему на карте столько девушек? — На небе Венера выглядит как белая и яркая красивая звезда — поэтому все народы назвали ее в честь своих богинь красоты. Все они были нарисованы на карте. Когда ученые начали исследовать поверхность Венеры, они решили поддержать древнюю традицию. Поэтому почти все детали рельефа на планете названы в честь женщин — настоящих и не очень.

Поверхность Венеры, снимок Венеры-13

Чего достигли советские зонды «Венера», которым удалось сесть на поверхность планеты? — Они сумели добыть единственные пока фотографии с поверхности Венеры, а также определили состав и свойства атмосферы и пород планеты.

Отправятся ли люди на Венеру? — Пока что точно нет. На Венере слишком горячо, а атмосферное давление слишком сильное — не получится даже прогуляться.

А зонды на колесах вроде марсианского «Кьюриосити» на Венере были? —  В промежутке между 1972 и 1985 годами на Венеру сажались только недвижимые космические аппараты. Только зондам из СССР удалось продержаться на Венере достаточно долго (около 1–2 часов), чтобы отправить фотографии и собранные данные на Землю.