Самые интересные факты о Марсе

Снимок телескопа Хаббл

Несмотря на множество научных открытий, красная планета по-прежнему остается весьма интересной как для ученых, так и для обывателей. И данный сборник, под названием 10 интересных фактов о Марсе это подтверждает.

Все факты о Марсе в одной статье, конечно, невозможно уместить, поэтому мы разделим статью на: планета Марс интересные факты для детей и интересные факты о Марсе для более искушенного читателя.

Интересные факты о Марсе для детей

1. Размер красной планеты весьма мал

Размер

Можно подумать, что он является близнецом Земли, но его диаметр всего лишь около половины диаметра Земли, — 6800 км в поперечнике.

2. Масса планеты

Масса

Общая масса составляет около 10% массы Земли. Сила тяжести на поверхности — 37%, от Земной.

3. Объём и плотность

Объем и плотность

Научные факты про Марс говорят, что средняя его плотность равна 3,94 грамма на кубический сантиметр (г/см3). Для сравнения, плотность Земли составляет 5,52 г/см3. Одна из причин низкой плотности, по сравнению с Землей, в том, что он имеет только 10% от массы Земли.

4. Строение планеты

Внутренняя структура

Марс по строению похож на Землю, он также имеет ядро, которое в основном состоит из железа и серы, мантии, состоящей из силикатов и коры, сделанной из базальта с примесями оксида железа, которая дает планете характерный красноватый оттенок.

Его ядро, как и Земное, состоит из основного компонента — железа. На этом сходство заканчивается. Ядро Земли расплавлено и находится в постоянном движении. Внутреннее ядро вращается в противоположном направлении, в отличие от внешнего. Это взаимодействие создает магнитное поле, которое защищает нашу поверхность от солнечной радиации.

Марсианское ядро

Является твердым и не вращается. Считается, что оно имеет размер около 2960 км в диаметре. Планета не имеет магнитного поля из-за чего постоянно подвергается солнечному излучению.

Мантия

Мантия покрывает ядро. У планеты нет движения тектонических плит, поэтому поверхность не меняется и углерод не удаляется из атмосферы. Мантия считается довольно мягкой.

Земная кора образовалась в результате вулканической деятельности миллиарды лет назад. Ее размер колеблется между 50 и 125 км. Большая часть поверхности Марса покрыта порошком из оксида железа. Учитывая легкость пыли и высокую скорость ветра на Марсе, его поверхность постоянно подвергается изменению в относительно короткие сроки.

5. Орбита

Расстояние до Солнца

Орбита Марса по эксцентричности занимает второе место в Солнечной системе. Только орбита Меркурия имеет больший эксцентриситет. В перигелии он находится на расстоянии 206,6 млн. км от Солнца, а в афелии 249,2 млн. км. Среднее расстояние от него до Солнца (так называемая большая полуось) равна 228 млн. км. На один оборот у Марса уходит 687 земных дней. Расстояние до Солнца изменяется в зависимости от гравитационного влияния других планет, а эксцентриситет может измениться с течением времени. Совсем недавно, примерно 1,350 млн. лет назад он имел почти круговую орбиту.

6. Ось вращения и сезоны

Продолжительность года и сезоны

Марс, как и все планеты Солнечной системы, имеет наклон оси, составляющий около 25,19 градусов. Этот наклон, похож на Земной, так что у него есть сезоны. Марсианские сезоны дольше Земных, потому что год на нем почти вдвое длиннее земного года. Резко меняющееся расстояние между Марсом в афелии и перигелии означает, что его сезоны не сбалансированы.

7. Движение по орбите

Легче всего наблюдать Марс, когда он находится в оппозиции — ближайшей к нам точке своей орбиты. Расстояние, во время сближения, колеблется от 54 до 103 млн. км в связи с их положением планет на своих орбитах. Последняя оппозиция была 3 марта 2012.

8. Атмосфера

Атмосфера

Воздух на Марсе смертелен для человека. Размер его атмосферы всего лишь 1% от Земной. Он состоит из 95% двуокиси углерода, 3% азота, 1,6% аргона, и следовых количеств кислорода, водяного пара и других газов.

9. Температура

Температура

Марс это мир экстремальных погодных условий. В целом, там очень холодно, средняя температура поверхности около -47 °C. В течение лета, близ экватора, температура может достигать 20 °C в течение дня, но падать до -90 °С ночью. Это 110 ° градусов разницы температур создают ветра, которые достигают скорости торнадо. После того как начинаются эти ветры, в воздух поднимается пыль из оксида железа, которая охватывает всю планету.

10. Ваш вес

Вес

Сила притяжения на Марсе составляет всего 38% от Земного эталона, поэтому если на Земле вы весите 100 кг, то на Марсе весы покажут 38 кг!

Коротко про Марс

Как видите, планета Марс для детей, представляет собой целую сокровищницу загадок и интересных открытий!

Другие интересные факты

Интересные факты про Марс основаны на довольно удивительных явлениях и событиях, которые окружают эту планету.

1. Люди привыкли думать, что на Марсе есть каналы

Высохшие русла рек

Итак, в нашей номинации самые интересные факты о Марсе первое место мы отдаем довольно распространенному заблуждению про каналы. До прилета первого космического корабля, в 1965 году, никто и никогда не видел эту планету с близкого расстояния. Темные пятна на его поверхности были интерпретированы как озера и океаны, а некоторые люди даже думали, что смогли рассмотреть темные линии, пересекающие поверхность планеты. Им казалось, что это оросительные каналы умирающей цивилизации. Оказалось, что это была лишь оптическая иллюзия, и он представляет собой сухую пыльную пустыню.

2. На планете действительно есть вода

Марс не имеет океанов, рек и озер, но космический аппарат НАСА Mars Odyssey, обнаружил огромные запасы воды под поверхностью, по всей планете — в виде льда. Миссия Phoenix прибыла для поиска льда под почвой у северной полярной шапки.

Карта воды по данным Mars Oddysey

Распределение воды по данным Mars Oddysey

Почему поиски воды на Марсе так важны? Геологи вместе с биологами говорят, что это ключевой шаг в поиске жизни на красной планете.

Признаки жизни

На Земле, ученые обнаружили, что жизнь может адаптироваться практически к любой среде – главное, чтобы была вода. Жизнь существует на дне океана, внутри ядерных реакторов, и глубоко внутри Земли при огромных температурах. Везде, где есть вода на Земле, ученые обнаружили жизнь.

Если есть жидкая вода, то там может быть жизнь или признаки того, что раньше эта жизнь существовала, что также будет грандиозным открытием.

Русло реки

Есть много примеров того, что вода раньше была на поверхности много миллиардов лет назад. Орбитальные космические корабли сняли древние русла, и, возможно, даже береговые линии давно умерших океанов. Совсем недавно, космический аппарат НАСА Mars Odyssey обнаружил огромное количество воды в виде льда, под поверхностью планеты.

Проведенные исследования

В последние несколько лет, марсоходы нашли примеры того, что жидкая вода была на поверхности в течение длительного периода времени. И если там раньше существовала жидкая вода, то вероятно и жизнь тоже.

Космический аппарат НАСА Phoenix Lander приземлился на Северном полюсе, где лед залегает под поверхностью. Он исследовал образцы почвы и льда. Марсоход Кьюриосити, в настоящий момент, также очень подробно исследует планету.

Phoenix Lander

Поиски воды это поиски жизни в древнем прошлом планеты, а может быть жизнь на Марсе существует и сегодня.

3. Самая высокая гора в Солнечной системе

Гора Олимп

Продолжая наши невероятные факты стоит упомянуть о самой высокой горе в Солнечной системе – вулкане Олимп.

Топографическая карта

Она поднимается на высоту 27 километров над окружающими равнинами. Гора Олимп является щитовым вулканом, как например Маун-Кеа на Гавайях. Он формировался постепенно на протяжении миллионов лет.

Олимп и три вулкана

Некоторые потоки лавы на вулкане настолько молоды, что планетарные ученые считают, что он все еще может быть активным.

4. Самый длинный и самый глубокий каньон в Солнечной системе

Туман в Долине Маринера

Стоит упомянуть о Долине Маринера, которая тянется на 4000 км вдоль экватора, ее глубина в некоторых местах доходит до 7 км.

5. Обломки Марса на Земле

Самый древний метеорит с Марса - NWA7533

Самый древний метеорит с Марса — NWA7533

Земля и Марс подвергались ударам астероидов в прошлом. Хотя большая часть материала при падении астероида падает обратно вниз, на планету, некоторые из них улетают прочь. Эти метеориты могут вращаться вокруг Солнечной системы в течение миллионов лет, прежде чем окончательно упадут на другие планеты.

6. Фобос, в будущем, врежется в планету

Фобос над планетой

У него есть два крошечных спутника, называемые Фобос и Деймос. Фобос вращается вокруг планеты на такой низкой высоте, что в конечном итоге упадет на него. Его обломки, в виде кольца, просуществуют еще в течение многих лет, а затем упадут метеоритным дождем на Марс. Ученые расходятся во мнениях, когда это произойдет. Это может произойти уже через 10 миллионов лет, но не позднее чем через 50 миллионов лет.

Анимация вращения Фобоса, получена из снимков переданных Европейским космическим аппаратом Mars Express, во время его сближения с этой луной.

7. Очень слабая атмосфера

Давление воздуха на поверхности составляет всего 1% давления над поверхностью Земли. Атмосфера состоит из 95% двуокиси углерода, 3% азота, 1,6% аргона и следовых количеств воды и кислорода.

Состав

Рисунок планеты, видна слабая атмосфера

На Земле кислород составляет 21% от воздуха, которым мы дышим. Люди могут выжить и при более низких концентрациях кислорода. Кислород распространяется по всему нашему телу красными кровяными клетками нашего организма. Высокая концентрация двуокиси углерода, в атмосфере Марса, может заменить кислород в красных кровяных клетках, и организм погибнет менее чем за 3 минуты. Конечно, мы не учитываем холод и другие факторы.

Сегодня считается, что Марс это сухая и мертвая планета. Влажность это количество водяного пара в атмосфере. Она меняется ежедневно и зависит от температуры: теплый воздух может содержать больше водяного пара, чем холодный. Влажность измеряется в процентах от максимального количества воды, которую воздух может содержать при данной температуре. Чем больше разница между температурами, тем больше испарение. На Марсе, воздух на 100% влажный ночью, но сухой в течение дня. Это происходит из-за огромной разницы температур между днем и ночью.

Пылевой смерч в кратере Гусева

Эволюция атмосферы

Атмосфера на планете сильно отличалась в самом начале существования Солнечной системы. Многие ученые полагают, что планета была теплой и имела более толстую атмосферу. К сожалению, планете не хватало двух важных компонентов: тектоники плит и магнитного поля. Если бы они были, то Марс мог бы накопить достаточно кислорода, чтобы поддерживать жизнь.

Самые интересные факты о планете Марс на этом не заканчиваются, теперь мы подходим к самому интересному.

8. На планете находятся два марсохода и три орбитальных аппарата

12 месяцев работы марсохода в двухминутном видео ролике

На поверхности планеты есть два работающих марсохода (Оппортьюнити и Кьюриосити) и три орбитальных аппарата: Mars Reconnaissance Orbiter, Mars Odyssey и Mars Express.

Видео получено навигационными камерами Европейского космического аппарат Mars Express во время его сближения с планетой.

9. К планете планируется запустить новые космические корабли

Зонд MAVEN

Зонд MAVEN уже на пути к красной планете!

Каждые два года Марс и Земля выстраиваются так, что запуск корабля в сторону красной планеты может быть осуществлен с минимальными затратами топлива. NASA, Европейское космическое агентство и Роскосмос, в ближайшие несколько лет, планируют запустить несколько интересных космических аппаратов к нему, в том числе с возвращением проб грунта спутника Фобоса.

Эта анимация сначала показывает работу марсохода Curiosity, а позже, прибывающий к красной планете зонд MAVEN, который займется изучением верхних слоев атмосферы.

10. Лицо на Марсе

Давайте поподробнее расскажем про Лицо и регион, в котором оно находится. Если вы увлекались изучением красной планеты, то наверняка натыкались на упоминание этого “Лица”.

Сидония

Сидония, снимок Викинга

Это название региона на Марсе с очень интересными формами рельефа. Регион впервые был описан астрономами с помощью земных телескопов, а затем более подробно аппаратами Викинг.

Область, называемая Сидония, находится в северном полушарии, между большим количеством кратеров на юге и гладкими равнинами на севере. Вполне возможно, что Сидония была когда-то в прибрежных равнинах, когда планеты была покрыт водой, миллиарды лет назад.

Как все было

Лицо - детальный снимок

Лицо — детальный снимок

Сидония является самым известным регионом планеты из-за необычных изображений, отправленных на Землю космическим кораблем Викинг. В те далекие годы, благодаря пиару раздутому журналистами, новые факты выдавались с таким подтекстом, как будто мы открыли братьев по разуму. Викинги передали снимок холма, который выглядел как лицо. А еще на фото нашли нечто похожее на пирамиды. Трудно отрицать, глядя на исходное изображение, что оно не было похоже на лицо, но самые последние изображения, переданные Mars Reconnaissance Orbiter, показывают, что это не более чем холм.

Лицо на Google mars

На самом деле, холм выглядит как лицо из-за оптической иллюзии, известной как парейдолия. В этом случае, тени на холме были расположены так, что выглядели как глаза и рот. Но на снимках без тени, холм больше не выглядит как лицо.

Пирамиды

Пирамиды в Сидонии

Также стоит упомянуть про «пирамиды», которые тоже находятся в регионе Сидония. В низком разрешении с орбитального аппарата Викинг, они и вправду выглядят как пирамиды. Но с борта Mars Reconnaissance Orbiter, ясно, что это причудливый естественный рельеф. Так что, те, кто ищет какие-либо скрытые факты, наверняка разочаруются.

11. Бонус

Бонусным пунктом стоит отметим песчаные бури красной планеты.

Пылевой вихрь

Бури на Марсе сильно отличаются от пылевых смерчей, которые многие видели на фотографиях с поверхности планеты. На Марсе пылевая буря может развиться в течение нескольких часов, и захватить всю планету в течение нескольких дней. Пылевая буря может продолжаться несколько недель. Ученые до сих пор пытаются узнать, почему бури становятся настолько большими, и длятся так долго.

Возникновение

Еще один пылевой вихрь

Смерчи возникают из-за влияния Солнца. Солнечное тепло нагревает атмосферу и заставляет воздух двигаться, поднимая пыль с поверхности. Шанс возникновения бури увеличивается, когда происходят большие колебания температуры, как те, которые наблюдаются на экваторе летом. Из-за того, что атмосфера планеты очень тонкая, только микроскопические частицы пыли висят в воздухе.

Их расположение

Местность в бассейне Hellas

Оказывается многие пылевые бури на планете возникают у одного ударного бассейна. Бассейн Hellas является самым глубоким кратером в Солнечной системе. Он образовался более трех миллиардов лет назад, когда очень крупный астероид упал на поверхность Марса. Температура на дне кратера может быть на 10 градусов теплее, чем на поверхности, к тому же кратер хорошо заполнен пылью. Разница в температуре создает ветер, который поднимает пыль.

Влияние на космические миссии

Скорость бури может достигать 45 метров в секунду

Пылевые бури являются предметом серьезной обеспокоенности, когда зонды отправляются к Марсу. Миссия Викинг в 1976 году легко выдержала две большие пылевые бури без повреждений. В 1971 году Маринер-9 прибыл к планете во время самой большой пылевой бури за всю историю. Ученые ждали несколько недель, пока буря утихнет, чтобы начать изучение планеты. Самая большая проблема заключается в том, что марсоходы на поверхности получают меньше солнечного света. Без света, нет достаточно тепла, чтобы марсоход нормально функционировал.

Напоследок посмотрите интересный научно-популярный фильм