Карликовая планета Хаумеа

ХаумеяКарликовая планета Хаумеа, находящаяся в поясе Койпера, пережила в далекие времена катастрофу, навсегда изменившую ее облик и «подарившую» объекту ледяных детей-спутников.

Поиск названия

До 2008 года карликовая планета Хаумеа обозначалась буквенно-числовым кодом. После причисления его к карликовым планетам стали выбирать подходящее имя. Для космических тел пояса Койпера принято искать названия в мифах о рождении и сотворении мира. Новый плутоид назвали в честь гавайской покровительницы плодородия и деторождения Хаумеа.

Анимация из трёх снимков, сделанных 7, 9 и 10 марта 2003 года, на которых Хаумеа была открыта испанскими астрономами

Соперничество в науке – привычная вещь, оно является одним из двигателей прогресса. Две группы астрономов, работающие на разных континентах независимо друг от друга, стали авторами открытия очередного трансплутонового объекта – малой планеты Хаумеа. Первыми ее заметили американские ученые, изучавшие снимки с телескопа Ошина, – это произошло в 2004 году. Руководитель группы М. Браун не заявил о своей находке, планируя более тщательное предварительное изучение объекта. К началу июля 2005 года все документы были готовы, но презентацию снова перенесли, прислав только обзорный доклад.

Испанский астроном Хосе Луис Ортис и его студенты, работавшие в горной обсерватории Сьерра-Невада, заметили новый космический объект на снимках 2003 года. Получив подтверждение своей находки от коллег на Мальорке, они публично заявили о своем открытии 29 июля 2005 года, опередив американцев. Браун получил неожиданный удар из-за своей медлительности, да еще заподозрил Ортиса в нечестности, узнав, что тот просмотрел доклад американской группы. Испанец не отрицал факт изучения документов, но только с целью подтвердить собственные наблюдения. Сегодня честь называться первооткрывателями эти ученые делят между собой.

Место расположения

Орбиты Хаумеи (жёлтая), сопоставленная с орбитой Плутона (красная) и эклиптикой (серая).

Далекий пояс Койпера – родной дом для Хаумеа. Орбита малой планеты имеет небольшой эксцентриситет 0,197, для сравнения, у Эриды он равен 0,43. Ее ближайшая и самая удаленная от светила точки не имеют огромного разброса. Их значение – 5,16 млрд. км и 7,7 млрд. км соответственно. В настоящее время Хаумеа начинает приближение к Солнцу, в своем перигелии она окажется в 2133 году. На прохождение пути вокруг звезды карликовой планете необходимо 282 года. Это заметный объект в космическом пространстве, имеющий альбедо 0,84, что означает высокую степень яркости и блеска.

Состав и характеристики

Форма Хаумеи

Геометрическая форма карликовой планеты далека от традиционной сферической, она представляет эллипс, говоря проще, яйцо. К такому выводу ученые пришли, наблюдая значительные колебания яркости объекта. Поперечный диаметр карликовой планеты – 996 км, а продольный – 1960 км, средний же составил 1400 км. Скорость вращения плутоида бьет все рекорды, его сутки буквально пролетают за 3,9 земного часа. Плотность объекта выше среднего показателя, характерного для малых планет, она равняется 2,6-3,3 г/см3. Масса Хаумеа составляет 4х10 в 21 кг. Температура поверхности немного выше, чем у соседних тел, и достигает -223 градусов Цельсия.