Созвездие Журавль

Созвездие ЖуравльСозвездие Журавль обрело известность в начале XVII века, когда началось активное мореплавание в экваториальных морях. Его самые яркие объекты образуют дугу, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад.

В состав созвездия Журавль входит звезда Альнаир – светило, имеющее видимую величину, равную 1,74. Эта звезда, благодаря своей хорошей визуальной доступности и расположению на небосводе, стала со времени своего обнаружения служить целям астронавигации. Бета и гамма Журавля тоже обладают достаточной яркостью, их величины равны 2,07 и 3,00 соответственно.

NGC 7213

Среди объектов дальнего космоса, находящихся в данном созвездии, можно выделить две довольно яркие галактики: NGC 7213 и NGC 7421.

NGC 7421

Местонахождение на небосводе

Созвездие Журавль, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Журавль, вид в программе планетарии Stellarium

Созвездие с севера ограничено Южной Рыбой, а на юге – Туканом. Поблизости расположены такие созвездия, как Микроскоп, Индеец, Феникс и Скульптор. В Северном полушарии его можно наблюдать лишь частично, находясь южнее 53 параллели. Полная же видимость наступает ближе к экватору еще на 20 градусов. Лучшее время для наблюдения – сентябрь или октябрь, в эти месяцы можно обнаружить максимальное количество звезд, входящих в созвездие. Всего в его состав включено 53 звезды, которые видны без использования оптических средств.

Альфа созвездия

Альнаир или альфа Журавля

Известно о самой яркой звезде Журавля достаточно мало. Масса Альнаира равна четырем солнечным, и он в 3,6 раза крупнее нашего светила. Звезда имеет красноватый цвет, благодаря температуре, составляющей около 3500°К. Расстояние от Земли до альфа Журавля оценивается приблизительно в 100 световых лет. Это единственная звезда в созвездии, получившая собственное имя. Некоторые источники называют альфа и бета созвездия как Альфаулка и Альнадаб соответственно, но широкого распространения эти обозначения не получили. Альнаир – молодая звезда, ее возраст оценивается всего в 100 млн. лет.

Бета Журавля

β Журавля

Эта звезда, вторая по яркости в данном созвездии, иногда ее называют Альфаулка или Груид. Звезда относится к классу красных гигантов и меняет свою видимую величину в диапазоне 2,0–2,3m. По-видимому, это одна из самых холодных звезд данного типа, заметная невооруженному глазу, так как ее температура не превышает 3100°К. По этой причине цвет ее тускло-красный. Тем не менее, светит она ярче нашего светила в 3800 раз. Она в три раза массивнее Солнца и располагается от него на расстоянии 170 световых лет. Ранее, до образования и каталогизации нового созвездия, входила в состав Южной Рыбы.

Тау Журавля

Небольшая звезда, имеющая видимую звездную величину, равную 6,03, и удаленная от Земли на 109 световых лет, получила известность после обнаружения у нее планетарной системы. Достоверная информация имеется пока лишь об одной планете вокруг этой звезды, масса которой на 26% больше, чем у Юпитера. Период обращения экзопланеты равен 1311 суткам. Сама звезда является желтым карликом, очень похожим на Солнце. Если удастся найти у нее более близко расположенные планеты, то они могут иметь условия, пригодные для возникновения жизни.

История созвездия

Расположение созвездия Журавль, рисунок Яна Гевелия

Журавль относится к новым созвездиям, так как большинству северных народов был неизвестен. На небесной карте образование появилось благодаря голландскому астроному Планциусу в 1598 году. Этот ученый использовал зарисовки Фредерика де Хьютмана и Питера Кайзера – мореплавателей и любителей астрономии, которые во время своих путешествий в южном полушарии сделали массу набросков ранее неизвестных объектов. В 1603 году Иоганн Байер скопировал изображение созвездия в свой атлас, после чего оно обрело широкую известность. Первоначально его называли также Фламинго.

Список созвездий осеннего неба