Самое узнаваемое созвездие — Кассиопея

Созвездие Кассиопея

Никогда не заходит за горизонт и одна из 88-и букв небесного алфавита – буква “W”. Это царица Кассиопея.

Где и как наблюдать созвездие

Схема созвездия Кассиопея

Наблюдать созвездие Кассиопея на средних широтах Северного полушария можно круглый год, но самые лучшие условия для его наблюдений приходят с наступлением осени, когда созвездие поднимается высоко над головой и практически упирается в зенит, этот период продолжаются до конца зимы.

Основные звезды созвездия

W-астеризм

Фото W-астеризм

Характерный и, так узнаваемый, силуэт Кассиопеи, в виде латинской литеры “W” образуют ярчайшие звезды созвездия: α, β, γ, δ и ε Cas. Они имеют практически равную звездную величину, которая варьируется от 2 до 3m.

Шедар или альфа Кассиопеи

Фото Шедар или альфа Кассиопея

Самой яркой звездой в Кассиопее является α Cas или Шедар, имеющая 2,2 звездных величин. Нави, γ Cas, — переменная звезда, меняющая свою яркость от 1,6 до 3 звездных величин за, примерно, 50 лет.

Объекты далекого космоса и их описания

Созвездие Кассиопеи

Фото Созвездие Кассиопея

Созвездие Кассиопея почти целиком погружено в т. н. летний Млечный Путь, что уже подразумевает, что созвездие это может быть весьма богато на объекты далекого космоса. Так и есть, в Кассиопее расположено более двух десятков замечательных рассеянных звездных скоплений, потому основным инструментом для нас сегодня станет мощный астрономический бинокль, либо светосильный рефрактор с апертурой не менее 100 мм и широким полем зрения.

Туманность Sharpless 2-188, напоминающая логотип браузера Mozilla Firefox

Фото Туманность Sharpless 2-188, напоминающая логотип браузера Mozilla Firefox

Почти все эти объекты можно наблюдать даже в самый обыкновенный полевой бинокль 7х35. Сделав пробежку по той области неба, что ее занимает астеризм “W”, в поле зрения бинокуляра, безусловно, будут поочередно попадать многие из этих скоплений. Некоторые из них сразу явно бросаются в глаза, другие же — наоборот из-за малого количества звезд в них находятся не с первого раза даже с картой. Любопытно, что Шарль Мессье среди такого обилия объектов внес в свой каталог лишь два. Сейчас они числятся там под номерами М52 и М103. На них мы остановимся более детально.

Планетарная туманность PK111-2.1 в созвездии Кассиопея

Фото Планетарная туманность PK111-2.1 в созвездии Кассиопея

Рассеянное скопление М52

Скопление М52

Фото Скопление М52

Если визуально продолжить отрезок, образованный звездами α и β Cas на равное ему расстояние к Сев-Западу, то мы увидим рассеянное скопление М52. В средний бинокль оно выглядит как светлое, искристо-туманное, почти круглое пятнышко, на фоне которого блестит с десяток звезд, они образуют две заметных цепочки. Одна из них похожа на перевернутую букву “U”, другая — на “V”.

Наблюдения М52

Скопление М52 и туманность Пузырь

Фото Скопление М52 и туманность Пузырь

При наблюдении в телескоп, это довольно яркое рассеянное скопление, в котором в поисковый окуляр можно насчитать под два десятка звезд, опять же, укладывающихся в абрисы буков “U” и “V” (эдакий звездный рой на фоне искристого тумана неразрешенных светил), Юго-Западную оконечность которого венчает яркая звезда, примерная яркость которой  7-8 звездных величин. При подъеме увеличения до 40-50х, становится заметно слегка сжатое с Сев-Востока пятно, на фоне которого мерцает уже немалое количество (более двух десятков) звезд, яркость которого меркнет по мере приближения к периферии.

Наибольшие впечатления от наблюдений М52 можно получить с помощью 5-6”(125-150мм) светосильного телескопа на средних увеличениях. Тогда скопление уже в полной мере разрешается на звезды, лишается “звездной пыли” и предъявляет наблюдателю с полсотни замечательных белых светил.

М103

Скопление M103 или NGC 581

Фото Скопление M103 или NGC 581

По соседству с Рукбой (δ Кассиопеи), примерно в одном градусе на Восток-Сев-Восток от нее, мы найдем последний в этом созвездии объект, открытый Ш. Мессье. Одно время он был так же завершающим и в его каталоге (остальные объекты, вплоть до М110, были добавлены уже в ХХ веке из неопубликованных заметок Мессье). Самим астрономом-первооткрывателем этот объект был подписан довольно-таки тривиально “скопление звезд”, что, на самом деле отнюдь не полностью характеризует эту превосходную “звездную обитель”.

Наблюдения М103

Рассеянное скопление М103

Фото Рассеянное скопление М103

Даже в маленький командирский бинокль 7х35 можно найти небольшое по размерам облачко искрящейся звездной пыли, в нем, если жестко установить тот же инструмент, можно заметить характерный астеризм, который никак не относится к скоплению, но является наиболее заметной для небольшого бинокля его частью. Это — кратная звезда Struve 131, компоненты которой расположены таким образом, что весь этот замысловатый узор напоминает наконечник стрелы, где ярчайшая звезда венчает его острие.

Для наблюдателя с телескопом скопление М103 имеет особое, скажем так, обаяние. Вопреки устоявшемуся мнению, что рассеянные скопления лучше всего наблюдать на довольно малых увеличениях, для М103 его нужно поднять, но не более, чем до 50х. При 40х (что оптимально) любопытно подсчитать “выпавшие” из искристого фона звезды (в этом случае, их число превышает полсотни). Так же весьма интересно угадать в звездных переплетениях подковообразный астеризм — звездную цепочку в центре скопления, благодаря которой его иногда называют Подковой. Находится она в Юго-Западной части М103.

Скопления NGC 654, 659 и 663

Рассеянные скопления NGC663, NGC 659, NGC 654 и Messier 103

Фото Рассеянные скопления NGC663 (слева посередине), NGC 659 (слева внизу), NGC 654 (слева вверху) и Messier 103 (правее и ниже центра).

Менее, чем в двух градусах по продолжению прямой δ Cas — М103 на Восток-Сев-Восток, легко помещаясь в одно поле зрения, находятся три соседствующих рассеянных скопления: NGC 654, NGC 659 и NGC 663. Вместе они образуют на небе равнобедренный тупоугольный треугольник, давая наблюдателю возможность сравнить их между собой. NGC 654 — небольшой, бедный на звезды кластер, в нем можно насчитать не более десятка звезд 8 — 9 величины. NGC 659 так же не блещет красотой, а вот их сосед по небу – NGC 663 является достойным внимания объектом.

Наблюдения NGC 663

Скопление NGC 663

Фото Скопление NGC 663

Итак, в поисковый окуляр в небольшой светосильный рефрактор или мощный астрономический бинокль в нем можно насчитать чуть более двух десятков звезд, окутанных неразрешенным искристым туманом. По мере роста увеличения можно так же обнаружить с пол десятка добавившихся к остальному рою светил. Следует отметить определенную особенность, которая не сразу бросается в глаза, а именно — неразрешенная масса скопления находится непосредственно в его центре, в то время, как периферия состоит из, практически целиком разрешенных светил. Эта черта, как ни странно, проявляется лишь при наблюдении в небольшие телескопы, в остальных случаях она проявляется не так заметно.

Иные скопления в Кассиопее

NGC 457

Фото NGC 457

Пройдемся от начала до конца по “W”-образной части Кассиопеи, останавливаясь на таких объектах, как NGC 457, что северо-восточнее δ Кассиопеи, или NGC 225 строго восточнее γ.

Туманность VdB 4

Фото Туманность VdB 4 и NGC 225

Отражательная туманность VdB 4, связанная с  рассеянным звездным скоплением NGC 225 также называется как Парусная шлюпка или Разбитое сердце.

NGC 457 - рассеянное скопление

Фото NGC 457 — рассеянное скопление

Не оставим и без внимания два столь крупных объекта, вроде NGC 129 и NGC 281, имеющих почти 6-ю звездную величину. NGC 281 также называют туманностью Пакман.

NGC 281 - эмиссионная туманность в созвездии Кассиопея

Фото NGC 281 — эмиссионная туманность в созвездии Кассиопея

Но конкретнее остановимся на NGC 7789.

NGC 7789

Фото NGC 7789

Найти его так же можно, продвинувшись на одно поле зрения в направлении Запада от Шедара. Там, ровно между двумя звездами ρ и σ Cas, будет находиться NGC 7789. Это довольно яркое рассеянное скопление, имеющее 6,7 звездных величин, наблюдения которого возможны в абсолютно любой оптический инструмент, будь то подзорная труба или 10-и и более дюймовый телескоп.

Наблюдения NGC 7789

Центр рассеянного скопления NGC 7789

Фото Центр рассеянного скопления NGC 7789

В бинокль 10х50 его видно, как довольно крупное искрящееся туманное пятно, В Сев-Западной части которого блестит молодая звезда 7-8-й звездной величины, имеющая голубоватый оттенок. В крупный астрономический бинокуляр, классическим примером которого есть 15х70, скопление выглядит совсем иначе. Среди мерцающей мглы неразрешенных светил пробиваются более яркие звезды, число которых превышает один десяток. Такие же дела обстоят со 100 мм светосильным широкоугольным рефрактором, возможно, что число разрешенных звезд в этом случае возрастает до двух десятков.

Естественно, обладатели более мощной оптики могут рассчитывать на полное разрешение “звездной дымки” уже в 120-150 мм телескопы. При этом в скоплении видно сотни отдельных светил, которые укладываются в замысловатые переплетения и цепочки, причем в центре становится видна более темная, лишенная звезд зона, которая придает изображению скопления кое-какой динамичности.

Туманность Пузырь

Эмиссионная туманность Пузырь

Фото Эмиссионная туманность Пузырь

Теперь вернемся к, ранее наблюдавшемуся, скоплению М52. К Юго-Западу от него, примерно в 0,6О видно характерную фигуру из четырех звезд, что напоминает два смежных треугольничка, венчает которую ярчайшая здесь звезда, величина которой составляет примерно 6,5m, остальные три имеют от 7-8-ю звездную величину.

Туманность Пузырь, обозначаемая также NGC 7635 и M52

Фото Туманность Пузырь, обозначаемая также NGC 7635 и M52

Около звезды, что обозначает менее яркую вершину смежной стороны, находится одна из самых интересных туманностей — туманность Пузырь или NGC 7635. Это не самый яркий объект, однако его яркость, которая составит 11m, позволяет опознать его даже в 70-80 мм телескоп. Тогда туманность выглядит как некий “отросток”, стоящий в стороне от той звезды и окутанный в едва уловимое свечение.

Калейдоскоп цветов туманности Пузырь

Заметить само свечение гораздо проще в мощный бинокль, дающий более обобщенную картинку. Собственно “пузырь” в небольшой телескоп увидеть, скорее всего, не удастся. Минимальная апертура, которая нужна для того, чтобы угадать слегка вытянутую форму части оболочки туманности превышает 8” (200 мм).

Визуализация пространственной структуры туманности

Астеризм Hrr12

Астеризм Harrington 12

Фото Астеризм Harrington 12

Интереса ради переместим свой взор немного выше (в сторону Севера). Здесь находится любопытный астеризм, не более, чем случайная цепочка звезд, никак не связанных физически. Он внесен в каталог как Hrr12. Замысловатый узор его состоит из звезд 6-7-й величины и походит на маленький ковшик, обращенный прямой трехзвездочной ручкой к югу.

Восточные объекты в Кассиопее

Туманность Сердце и Душа или IC 1805 в видимом свете

Фото Туманность Сердце и Душа или IC 1805 в видимом свете

Если, вооружившись биноклем, спуститься немного южнее звезды δ Cas и двигаться к Сев-Востоку в направлении отрезка δ-ε Cas, то в широком поле зрения поочередно будут появляться такие рассеянные скопления и туманности, как Stock2, Mrk6, IC 1805, NGC 1027, IC 1848, Cr33 и Cr34.

Рассеянное скопление Stock2

Фото Рассеянное скопление Stock2

Туманность Сердце и Душа в ИК-диапазоне

Фото Туманность Сердце и Душа в ИК-диапазоне

Все эти объекты заслуживают отдельного внимания и, безусловно, заметив их, на них стоит задержать внимание.

Центральная часть туманности IC 1805

Фото Центральная часть туманности IC 1805

История созвездия

Рисунок Кассиопеи из старинного атласа звездного неба

История созвездия берет начало в древнегреческой мифологии. Таким образом было почтено имя царицы Кассиопеи — жены Цефея и матери Андромеды. Иная легенда гласит, что за свои грехи царица была обречена вращаться, привязанной к своему трону, вокруг полюса, переворачиваясь ежесуточно вниз головой. Созвездие в таком виде, в котором оно существует и сейчас, было включено Клавдием Птолемеем в его “Альмагест” во II веке.

Список созвездий осеннего неба