Созвездие Тукан

Схема Созвездия Тукан

Созвездие Тукан располагается в Южном полушарии и имеет в своем составе 44 звезды, видимых без помощи оптических приборов.

Особо ярких объектов в созвездие Тукан не наблюдается. Альфа Тукана имеет видимую величину, равную 2,87. Это созвездие отлично известно многим, увлекающимся астрономией, так как в нем расположено одно из двух Магеллановых Облаков – Малое, объект пристального изучения многих ученых. Эта карликовая галактика является спутником Млечного Пути. Она хорошо заметна на небосводе и имеет видимую величину, равную 2,2. Также в образовании имеются два интересных скопления: NGC 346 и NGC 104, получившее название 47 Тукана.

Местонахождение

Созвездие Тукан, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Тукан, вид в программе планетарии Stellarium

Созвездие на небосклоне находится в окружении Индейца, Журавля, Южной Гидры, Октанта, Феникса и Эридана. Наблюдать его возможно только в Южном полушарии и на экваторе. В Северном полушарии увидеть это созвездие можно только ниже 14 параллели. Найдя указанные созвездия, можно попытаться отыскать между ними неправильный многоугольник, образуемый шестью его самыми яркими светилами. Это и будет искомый объект, мало похожий на представителя рода пернатых, имеющего длинный мощный клюв и крепкие короткие лапы. Часто при поиске ориентируются на Малое Магелланово Облако.

Альфа и гамма Тукана

Альфа Тукана

Фото Альфа Тукана

Яркая звезда альфа Тукана – двойная звезда. Но наблюдать можно только один из ее компонентов – оранжевого гиганта, удаленного от Земли почти на 200 световых лет. Второе светило пока обнаружить не удалось. О его существовании известно только на основании расчетов, из которых, в частности, следует, что период обращения этой системы равен 11,5 годам.

Гамма Тукана

Фото Гамма Тукана

Гамма Тукана стоит на втором месте по своей видимой величине, которая составляет 3.99. Это желто-белый гигант, отстоящий от Солнечной системы на расстояние в 72 световых года.

Малое Магелланово Облако

Фото Шаровое скопление 47 Тукана (справа) и галактика-спутник Млечного Пути Малое Магелланово Облако.

Эта галактика названа в честь великого мореплавателя, который обнаружил его в 1519 году, во время осуществления кругосветного путешествия. Эта карликовая галактика располагается от Земли на расстоянии около 197 тысяч световых лет. На небосводе она смотрится как светящееся тусклое облачко, имеющее размер около 3°. Известно, что в ее составе имеется приблизительно 1,5 миллиарда звезд. Интересно, что Малое и Большое Магеллановы Облака имеют общую оболочку, состоящую из нейтрального водорода. К сожалению, наблюдать эти галактики можно только на экваторе или в еще более южных широтах.

Скопления NGC 104

47 Тукана - шаровое скопление в созвездии Тукан

Фото 47 Тукана — шаровое скопление в созвездии Тукан

47 Тукана или NGC 104 занимает второе место (после NGC 5139, расположенного в Центавре) по яркости среди шаровых скоплений. Его видимая величина равна 4,0, что позволяет увидеть это скопление без использования оптики. Первым его обнаружил и документально зафиксировал Лакайль, во время своих астрономических наблюдений в Южном полушарии в 1751 году. Расстояние до скопления оценивается в 13,4 тысячи световых лет. Ядро объекта густо заполнено различными звездами, в том числе, пульсарами. Их удалось уже обнаружить в количестве 22 штук. 47 Тукана сближается с Солнечной системой со скоростью около 19 км/с.

История созвездия

Тукан, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Тукан относится к новым созвездиям. Это название в 1598 году предложил Петер Планциус. Широкое распространение оно получило после опубликования в 1603 году «Уранометрии» Иоганна Байера. Что подвигло голландского астронома на придание этому созвездию названия южноамериканской птицы неизвестно, но отыскать хотя бы отдаленное сходство между расположенными в нем звездами и родственником дятла не реально. В древней истории, мифах и легендах упоминание о светилах этого объекта отсутствуют и собственных имен они получить не смогли.

Список созвездий осеннего неба