Созвездие Стрела

Схема Созвездия Стрела

На всем, на первый взгляд необъятном, небесном своде созвездие Стрела является третьим самым маленьким созвездием. Она располагается в Северном полушарии неба и занимает только 80 квадратных градусов ее площади.

То ли Гераклова, то ли Эросова, то ли Аполлонова

По площади, созвездие Стрелой занимает 86 место в рейтинге существующих 88 созвездий. На данной ограниченной площади нам под силу разглядеть порядка двадцати видимых звезд. Только двум звездам из этих двух десятков повезло иметь четвертую звездную величину.

Созвездие Стрела, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Стрелы является одним из немногих объектов, в рисунке которого можно увидеть прямое отображение названия. Действительно, соединив условными линиями наиболее яркие звезды созвездия, можно без затруднений представить летящую стрелу. Соседними к Стреле созвездиями являются Дельфин и Лисичка, Геркулес и Орел. Поскольку созвездие располагается в нашем полушарии, мы без особого труда можем видеть его на территории нашей страны. Чтобы сполна насладиться созвездием и изучить его особенности, стоит приступать к наблюдениям в июле.

Пройдемся по ярким звездам

Звезда Гамма

Гамма Стрелы

Фото Гамма Стрелы

На самом кончике Стрелы расположилась звезда Гамма, которая в данном созвездии имеет наибольшую магнитуду. Видимая величина этой звезды класса М составляет 3,51m. Данный красный гигант по своей светимости в 640 раз превосходит Солнце. Гамма Стрелы располагается в 275 световых годах от нашей планеты.

Дельта Стрелы

Двойная звезда дельта Стрелы

Фото Двойная звезда дельта Стрелы

Дельта Стрелы является парной системой и второй по ярости звездой в созвездии. В ее составе нашли свое место два светила: мощный гигант класса М и более скромный карлик класса А. Эта двойная система имеет суммарный видимый блеск четвертой звездной величины. Расстояние до Земли от данного объекта составляет почти 450 св. лет.

Звезда Шам

Фото Звезда Шам

Единственной звездой Стрелы, которая имеет свое собственное оригинальное название, является Альфа или Шам. Звезда считается ярко-желтым гигантом, разместившимся в 475 св. годах от нашего дома. Спектральный класс звезды Шам определен как G0II, а видимая звездная величина составляет 4,39m. Альфа Стрелы превышает в массе Солнце в четыре раза, а также ярче его по светимости примерно в 340 раз.

Объекты Мессье и созвездие Стрелы

NGC 6838

Шаровое скопление NGC 6838

Фото Шаровое скопление NGC 6838

В рассматриваемом созвездии есть парочка заметных объектов Мессье. Первый из них представляется скоплением по имени М71, иначе — NGC 6838. В далеком 1745 г. это скопление обнаружил Ж. Шезо, однако, оно было внесено в астрономические каталоги Ш. Мессье только в 1780-м. Скопление М71 расположилось между звездами Гамма Стрелы и Дельта, находясь в 18 тыс. св. лет от нашей планеты. В диаметре скопление протянулось на 27 св. лет и имеет 8-ю видимую величину. Длительное время шли научные споры о виде скопления – рассеянное ли оно или шаровое. Однако сегодня NGC 6838 все же классифицируется слабоконцентрированным шаровым скоплением.

NGC 6839

Менее заметным объектом Мессье в Стреле полагается считать компактное скопление NGC 6839. Оно имеет лишь 11-ю звездную величину. Открытие скопления состоялось в 1784 году благодаря Уильяму Гершелю.

Как появилось созвездие Стрелы на небе?

Стрела, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Древнее созвездие Стрелы было введено во втором столетии Птолемеем. Поскольку по форме созвездие напоминает стрелу, в ряде старинных культур оно отождествлялось с видом оружия, например, у греков, персов и римлян. Греческие мифы связывают созвездие со стрелой бога любви Эроса, со стрелой Геракла, которой он убил клевавшего печень Прометея орла, а также со стрелой Аполлона, которой он истреблял циклопов.

Список созвездий осеннего неба