Созвездие Ящерица

Схема Созвездия Ящерица

В Северной полусфере звездного неба нашло место небольшое созвездие Ящерица, по форме своей напоминающее английскую букву W.

Очередное звездное пресмыкающееся

Созвездие Ящерица располагается между созвездиями Андромеды и Лебедя. Другими его соседями являются Цефей, Кассиопея и крылатый Пегас. Созвездие Ящерица занимает 201 квадратный градус площади небесного полотна, обосновавшись, таким образом, на 68-м месте среди 88 созвездий. Звезд, видимых невооруженным глазом, в созвездии Ящерицы около 35, и только единственная из их числа обладает четвертой величиной.

Созвездие Ящерица, вид в программу планетарий Stellarium

Поскольку львиная доля всех звезд созвездия в его составе очень слабая, находящиеся на пределе видимости наблюдателем, рассмотреть все созвездие Ящерица можно при следующих условиях: период конца лета – начала осени, то есть ночи с августа по сентябрь, желательно, когда Лунный диск не мешает обозрению. Данный объект виден во всех точках России.

Состав Ящерицы по звездам

Альфа Ящерицы

Фото Альфа Ящерицы

Единственная яркая звезда в созвездии Ящерица – это Альфа рассматриваемого созвездия. Альфа Ящерицы имеет видимую звездную величину равную 3,777m. Данная звезда располагается на главной последовательности, имеет бело-голубоватый цвет и является оптически двойной звездой. Визуальный компаньон Альфы Ящерицы располагается от нее в 36 угловых секундах и имеет лишь 12-ю звездную величину.

ADS 16402

Фото ADS 16402

Интересной представляется звезда ADS 16402 – двойная система, включающая пару звезд подобных Солнцу. Расстояние между компонентами составляет полторы тысячи астрономических единиц, а расстояние от звезды ADS 16402 до Земли – порядка 450 св. лет.

Звезда считается достаточно молодой – ее возраст равен 3,6 млрд. лет. Примечательно, что более слабый компонент (HAT-P-1) данной звезды имеет необычную экзопланету, обозначенную HAT-P-1b. Последняя характеризуется очень низкой плотностью и похожа на газовый гигант – планету Юпитер.

Необъятный космос и Ящерица

Рассеянное скопление NGC 7243

NGC 7243

Фото Рассеянное скопление NGC 7243

Созвездие Ящерицы лишено ярких галактик или объектов каталога Мессье, но здесь можно увидеть несколько достаточно ярких скоплений, например, NGC 7243. Данное рассеянное скопление также обозначают OCL 221 или называют Колдуэлл 16. Его видимая величина составляет 6,4 m, а расстояние до Земли равно примерно 2800 св. лет. В хороший телескоп можно разглядеть двойную звезду в самом центре данного скопления, оба компонента которой имеют ярко выраженный желтый цвет, в то время как остальные звезды – преимущественно белого и синего цветов.

Звезда BL Lacertae

BL Ящерицы

Здесь же, в Ящерице, можно увидеть и известную звезду BL Lacertae, которую изначально полагали переменной звездой в нашей Галактике. Действительно, указанный объект меняет свой блеск с 14 до 17 величины. Но, оказалось, что он является блазаром с невероятно массивной черной звездой в центре, расположенной в далекой слабой галактике.

Изображение окрестностей BL Ящерицы

Изображение окрестностей BL Ящерицы (источник излучения отмечен крестиком) в жестких гамма-лучах

История созвездия

Ящерица, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Ящерица, как небесный объект, появилась в XVII ст. благодаря поляку Гевелию. Он произвел его каталогизацию, внеся в свой небесный атлас под названием «Уранография» в 1690 г. Иногда данному созвездию дают имя Маленькой Кассиопеи, поскольку ярчайшие светила обоих объектов образуют одинаковую характерную форму – букву W. По легенде племени Чумаши, Ящерица является тем созвездием, с которым человеку предстоит встретиться по дороге в мир мертвых.

Список созвездий осеннего неба