Созвездие Южная Рыба

Схема Созвездия Южная Рыба

Созвездие Южная Рыба расположено в Южном полушарии небосвода. В его составе имеется 43 звезды, которые можно увидеть без использования оптики.

Интересные факты

Самая яркая звезда созвездие Южная Рыба – Фомальгаут, имеющий видимую величину, равную 1,17. Остальные звезды созвездия значительно слабее. Интересно, что на широтах около 50° эта звезда практически не встречается на небосводе с Сириусом. Когда одно из этих светил восходит, то второе успевает зайти за линию горизонта.

Местонахождение

Созвездие Южная Рыба, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Южная Рыба, вид в программе планетарии Stellarium

Ближайшие соседи Южной рыбы – Водолей, Скульптор, Козерог, Микроскоп и Журавль. Отыскать его можно по самой яркой звезде. Для этого необходимо найти Большой Квадрат, находящийся в Пегасе, и на продолжении линии, соединяющей альфа и бета этого астеризма, направленной в сторону юга, можно заметить над горизонтом яркую звезду. Это и будет Фомальгаут. Достаточно хорошо созвездие наблюдается на широтах ниже 53°. Лучшими месяцами для его наблюдения считаются сентябрь-октябрь.

Фомальгаут

Фомальгаут, изображение из каталога DSS

Альфа созвездия является тройным объектом, удаленным от Земли на 25 световых лет. Его компаньонами являются оранжевый и красный карлики. Это единственная звезда первой видимой величины, расположенная в Южном полушарии. Сам Фомальгаут всего в 2,3 раза массивнее Солнца, при этом он светит в 16 раз ярче. Температура его поверхности составляет около 8500 K. Вокруг звезды имеется протопланетный пояс и экзопланета, по массе в три раза тяжелее Юпитера. Ученые предполагают, что это не единственный объект, входящий в систему Фомальгаута.

Другие объекты образования

Эпсилон Южной Рыбы

Фото Эпсилон Южной Рыбы

Эпсилон Южной Рыбы имеет видимую величину, равную 4,18. Эта звезда удалена от Земли на 744 световых года. Она тяжелее Солнца в 4,1 раза. Другие светила Южной Рыбы еще менее яркие. В созвездии отсутствуют значимые туманности и скопления, которые можно наблюдать любительской оптикой. Даже для расположенной там спиральной галактики NGC 7314 требуется телескоп, имеющий апертуру не менее 200 мм.

Южная Рыба, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

В земной астрономии — это созвездие имеет достаточно древнее происхождение и действительно своими очертаниями напоминает рыбу. Еще во II веке Птолемей включил его в свой список небесных образований. Но в тот период времени в его составе было существенно больше звезд. После того как Петер Планциус на рубеже XVI и XVII веков выделил Микроскоп и Журавля, размеры Южной Рыбы заметно сократились и небесное образование приобрело современный облик.

Список созвездий осеннего неба