Созвездие Дельфин

Схема Созвездия Дельфин

Созвездие Дельфин – довольно мелкий небесный объект, однако же, привлекающий внимание наблюдателей своей мифологической предысторией.

Мифически-морское созвездие

Созвездие Дельфин является представителем слабых созвездий. Видимых звезд в нем порядка 30, и, тем не менее, только три из этих трех десятков отличаются четвертой звездной величиной. Площадь созвездия равна 189 квадратным градусам. Данный показатель позволил созвездию Дельфина разместиться на 69 месте среди 88-и современных созвездий.

Созвездие Дельфин, вид в программу планетарий Stellarium

По соседству с Дельфином земные наблюдатели могут увидеть созвездия Пегаса и Малого Коня, Лисички и Орла, Стрелы, а также зодиак Водолея. Найти его на небе легко по осенне-летнему треугольнику, около которого он расположился. По форме своей Дельфин напоминает воздушного змея. Данное созвездие наблюдается по всей территории России, кроме разве что приполярных областей. Наиболее подходящих условий для наблюдения стоит ждать в промежутке с июня по сентябрь.

Главный астеризм Дельфина

Альфа созвездия

α Дельфина

Фото α Дельфина

Как уже упоминалось ранее, рассматриваемое созвездие в прямом смысле слова звездами «не блещет». Основные четыре звезды образуют астеризм под названием Гроб Иова. В составе данного астеризма можно заметить наиболее яркие звезды Альфу и Бету Дельфина. Альфа-компонент имеет собственное имя Суалокин. Это кратная система из двух звезд, отнесенная к спектральному классу В9, видимая величина которой составляет 3,77m. Звезда расположена в 240 св. годах от Земли и по всем показателям превосходит Солнце. Суалокин имеет очень высокую скорость вращения (160 км/с), как и многие другие представители данного звездного класса.

Бета Дельфина

β Дельфина

Фото β Дельфина

Бета Дельфина по яркости занимает первое место (3,63m), однако исторически Байер ей отвел вторую позицию в созвездии. Звезда с собственным названием Ротанев располагается в 97 св. годах от нашей планеты. Она также принадлежит к кратным системам: пара звезд, составляющих Бету Дельфина, являются субгигантами спектрального класса F5.

Гамма и Эпсилон

Гамма Дельфина

Фото Гамма Дельфина

Оставшиеся две звезды данного астеризма – это Гамма и Эпсилон составляющие Дельфина. Двойная звезда Гамма расположилась в 101 св. году от нашей планеты. Звезда состоит из бело-желтого карлика и оранжевого субгиганта и обладает видимой величиной 4,27m. В 358 св. годах от Земли расположилась звезда Эпсилон Дельфина. Данная звезда именуется «хвостом Дельфина», принадлежит к сине-белым гигантам и имеет видимую звездную величину 4,03m.

Любопытные факты о созвездии

NGC 6891 и NGC 6905

Планетарная туманность NGC 6891

Фото Планетарная туманность NGC 6891

Интересными для наблюдения в данном созвездии также являются объекты NGC 6891 и NGC 6905. Это две довольно небольшие планетарные туманности Дельфина. Первая из них обладает 11-й звездной величиной (10,7m) и расположилась около звезды Ро созвездия Орла. Вторая туманность имеет синий цвет и 12-ю видимую величину (11,1m).

NGC 6905

Фото NGC 6905

NGC 6934

Фото NGC 6934

Около звезды Эпсилон данного созвездия можно также увидеть весьма яркое и крупное шаровое скопление — NGC 6934. Видимая величина данного скопления – 8,9m. Еще одним значимым скоплением такого же типа является NGC 7006. Оно расположено около Гаммы Дельфина и довольно далеко от Земли – в 185 тыс. св. лет.

История созвездия

Дельфин, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Созвездие Дельфина обладает довольно древней историей, поскольку стало известно еще во II веке благодаря Птолемею. Согласно древнегреческим мифам, Дельфин стал созвездием благодаря млекопитающему, которое в свое время помогло богу морей Посейдону завоевать сердце одной из нереид. Даже после побега Амфитриты, Дельфину удалось вернуть ее, за что ему и было даровано Посейдоном место на небе.

Список созвездий осеннего неба