Созвездия в сентябре

Лето Июнь·Июль·Август
Осень Сентябрь·Октябрь·Ноябрь
Зима Декабрь·Январь·Февраль
Туманность Гантель, также известная как M27

Сентябрь – время доминирования на небосклоне таких созвездий как Козерог, Лебедь и Орел. Козерог – зодиакальное образование, Лебедь имеет объекты, включенные в каталог Мессье, Орел – звездные скопления и планетарные туманности. Созвездия в сентябре содержат в себе массу увлекательного и познавательного: известную туманность Гантель в созвездии Лисички, одну из вершин Летнего треугольника – Денеб, расположенный в Лебеде, звезду Альтаир, находящуюся в Орле, и многое-многое другое.

Созвездие Козерог

Козерог был известен еще в Месопотамии. Несмотря на то, что это созвездие древнее и относится к зодиакальным, в нем нет особо значимых объектов, а видимая величина образующих его светил не выше третьей. На небосводе Козерог располагается между Стрельцом и Водолеем. В созвездии имеется один объект из списка Мессье – М30, который является шаровым скоплением, имеющим довольно плотное ядро. Самое крупное светило образования (видимая величина 2,85) на самом деле является системой, состоящей из четырех звезд, в которой доминирует белый гигант.

Северный крест

Созвездие Лебедь

Основные звезды Лебедя образуют на небе характерный рисунок в виде креста, который напоминает летящую птицу. Самая заметная звезда в этом созвездии – Денеб, которая совместно с Вегой и Альтаиром образует Летний треугольник. Это светило занимает двадцатое место по яркости и имеет видимую величину равную 1,25. Пожалуй, самый интересный объект созвездия – Лебедь X-1, излучающий в рентгеновском диапазоне. Предполагается, что это небесное тело является черной дырой. Кроме того, в этом звездном образовании присутствуют два рассеянных скопления, входящих в каталог Мессье.

Похититель Ганимеда

Созвездие Орел

Созвездие Орел располагается в юго-западном направлении от Лебедя. Обнаруживается довольно легко, благодаря трио из ярких звезд, выстроившемуся в ряд. Это Альтаир, Таразед и Альшаин – основные светила небесного образования. Первая занимает почетное 11 место в рейтинге самых ярких звезд, видимых с Земли. Орел известен тем, что в нем дважды в истории человечества появлялись новые звезды: на заре века – в 389 году, и уже в современной истории – в 1918. Содержит в себе несколько звездных скоплений и планетарных туманностей. Греки полагали, что это именно тот Орел, который, следуя указаниям Зевса, похитил и унес Ганимеда.

Малые созвездия Северного полушария

Созвездие Дельфин и Малый конь

Дельфин, Малый Конь, Стрела и Лисичка – это небольшие созвездия, расположенные в Северном полушарии. Первое действительно напоминает морское млекопитающее, выскакивающее из воды. Расположено недалеко от звезды Альтаир. Малый Конь находится между ним и Пегасом и содержит всего 14 тусклых светил. Лисичка состоит из 72 звезд и известна тем, что в ней был обнаружен первый пульсар.

Созвездие Стрела и Лисичка

Кроме того, в созвездии расположена планетарная туманность, названная за свой внешний вид Гантель. Располагается Лисичка в Летнем треугольнике. Между ней и Дельфином находится Стрела – одно из трех самых маленьких созвездий (28 звезд), имеющее в своем составе объект Мессье – шаровое скопление М71.

Созвездия Южного полушария

Созвездие Индеец

Название созвездие Индеец (38 звезд) обычно приписывают Иоганну Байеру, но на самом деле его ему дал в 1598 году Петер Планциус. Увидеть небесное образование полностью можно южнее 15 параллели северного полушария. Микроскоп (37 звезд), описанный французом Лакайлем, находится севернее, а потому виден, начиная с 45 параллели. Оба созвездия ярких светил не имеют. Павлин (79 звезд) наблюдается на тех же широтах, что и Индеец, но, в отличие от остальных образований, содержит яркую звезду – Пикок, имеющую видимую величину равную 1,94.