Созвездие Пегас

Схема Созвездия Пегас

Итак, Пегас – это крупное созвездие, которое видно в северном полушарии нашего звездного небосклона. Располагается оно немного юго-западнее Андромеды и включает целых 166 звезд. Стоит отметить, что все без исключения звезды можно увидеть нам, «простым смертным», без применения каких бы то ни было телескопов. Кроме того, одно из древнейших созвездий занимает площадь целых 1120,8 квадратных градусов.

Звездная крылатая лошадка

Вид созвездия в программу планетарий

Вид созвездия в программе планетарий

Чтобы без проблем найти созвездие Пегас на небе, стоит дождаться конца лета, ведь наиболее благоприятные условия для его наблюдения выпадают на период с августа по сентябрь. В вечернее время суток в восточной части горизонта его можно увидеть летом, но с началом осени оно поднимается на довольно внушительную высоту и обнаруживается гораздо легче. Зачастую, чтобы сориентироваться при его поиске, достаточно перевести взгляд на запад от цепочки звезд созвездия Андромеды. Обратите внимание, что на большинстве старинных изображений данное созвездие показано вверх ногами.

Эниф, Маркаб и Шеат

Фото Эниф, Маркаб и Шеат

В созвездии Пегас можно выделить три самых крупных характерных звезды – это Эниф, Маркаб и Шеат. Они совместно с альфой Андромеды образуют своеобразный огромный квадрат, который и характеризует Пегаса. Около западных вершин данного квадрата можно увидеть россыпи слабых звезд, которые больше походят на щупальца. Поэтому, чтобы распознать в данном рисунке крылатого коня из древнегреческих мифов, нужно обладать хорошим воображением. Чтобы увидеть передние ноги лошадки, стоит найти две извилистые линии, первая из которых начинается Этой Пегаса и идет к ее Каппе, а вторая ограничивается Мю Пегаса и 1 Пегаса. Шею и голову коня образует еще одна изогнутая дорожка из звезд.

Главные составляющие Пегаса

Эниф

Эпсилон Пегаса или Эниф

Фото Эпсилон Пегаса или Эниф

Скажем для начала пару слов о главных звездах в созвездии. Самая яркая из них Эниф, она же эпсилон Пегаса. Несмотря на то, что обозначена пятой буквой греческого алфавита, она обладает звездной величиной 2,39m. Эниф, что в переводе с арабского означает «нос коня», упоминается еще как Ос или Фом. Данная звезда — особенная, и в первую очередь тем, что относится к сверхгигантам.

Шеат

Бета Пегаса или Шеат

Фото Бета Пегаса или Шеат

Следующая по яркости звезда – это Шеат или Бета Пегаса. С арабского ее название можно переводить как «колено» или «плечо». Данная звезда относится к красным гигантам и обладает непостоянной звездной величиной 2,47m. Шеат – характерная переменная звезда, поэтому звездная величина ее может меняться в пределах 2,31m…2,74m. Объяснить данное обстоятельство можно пульсациями самой звезды, а также наличием вокруг нее газовой оболочки, которая создана, стекающим с Шеат, звездным ветром.

Макраб

Маркаб

Фото Маркаб

Третья по яркости звезда в рассматриваемом созвездии – это Макраб. Перевод данного традиционного названия с арабского языка означает «седло» либо «повозка». Звездная величина Макраб составляет 2,49m. Данное небесное светило располагается в самом конце звездной эволюции, представленной на главной последовательности диаграммы имени Герцшпрунга-Рассела. Наблюдения звезды позволяют утверждать, что она скоро войдет в стадию сгорания гелия и станет красным гигантом. Такая же участь в скором ожидает и Солнце. Ученые считают, что свой звездный век Макраб закончит в качестве белого карлика.

Интересные объекты в составе созвездия

Альгениб или Гамма Пегаса

Фото Альгениб или Гамма Пегаса

Помимо описанных выше основных трех звезд Макраб, Эниф и Шеат (а также еще 163 остальных), в составе данного созвездия обнаружены целые галактики и шаровые скопления. Это несомненно делает одно из древнейших созвездий на небосклоне еще и одним из самых особенных. Итак, что же еще таится в окрестностях крылатого созвездия?

М15

Звездное скопление M15, автор снимка Rick Pecce

Фото Звездное скопление M15, автор снимка Rick Pecce

Первым стоит назвать скопление М15. Указанное в списке Мессье, скопление M15 представляет собой звездное шаровое скопление. Расположено данное скопление в 34000 световых лет от нашей планеты и имеет звездную величину 6,4m. Интересный факт: шаровое скопление М15 является едва ли не самым плотным в нашей галактике, ведь в нем располагается приблизительно сто тысяч разнообразных звезд.

51 Пегаса

Фото 51 Пегаса

Еще один любопытный объект – это звезда 51 Пегаса. Данная звезда подобна нашему Солнцу, и примечательна тем, что вокруг нее также вращается планета. Планета была открыта всего лишь около десятка лет назад швейцарскими астрономами. Планета очень быстро вращается вокруг своего солнца, которым является 51Peg, проходя всю траекторию за каких-то четыре дня, нагреваясь при этом до 1000 С.

Крест Эйнштейна

Фото Крест Эйнштейна

Следующий особенный объект называют Крестом Эйнштейна. Это необычное явление, которое в науке носит название гравитационно-линзированного квазара. Он расположен в 8 миллиардах световых лет назад от некой галактики, расстояние до которой составляет приблизительно 400 миллионов световых лет. Данная галактика окружена четырьмя изображениями квазара, которые возникли в результате расщепления гравитационных волн, которые создает сам квазар, гравитационным полем галактики. Таким образом, крест Эйнштейна – это практически идеальный крест, в центре которого и расположена указанная галактика.

NGC 7331

Снимок спиральной галактики NGC 7331, автор Steve Martin

Последний по списку, но не по значимости, объект – это спектральная сейфертовская галактика NGC 7331, которая удалена от нас на 38 миллионов световых лет. Снимки данной галактики, открытой в 1784 г., используют для того, чтобы дать представление о виде нашей галактики.

NGC 7331 и квинтет Стефана

Фото NGC 7331 и квинтет Стефана

Также в созвездии находится знаменитый квинтет Стефана – группа из 5 галактик которая хорошо знакома любителям астрономии.

История созвездия

Созвездие Пегас из атласа Яна Гевелия

Напоследок, пара слов об интересной истории самого созвездия Пегас. Согласно древнегреческому мифу, крылатый конь возник на небе благодаря подвигам Персея. В тот момент, когда Персей обезглавил Медузу Горгону, из ее туловища и капель крови появился конь, который, ударив копытом о землю, дал жизнь чудодейственному источнику. Именно из этого источника, по поверью, брали вдохновение поэты всех времен и народов.

Список созвездий осеннего неба