Созвездия в декабре

Весна Март·Апрель·Май
Лето Июнь·Июль·Август
Осень Сентябрь·Октябрь·Ноябрь
Зима Декабрь·Январь·Февраль

Созвездия в декабре представлены Овном, Персеем, Китом, Эриданом и еще четырьмя малоизвестными, но ничуть не менее интересными созвездиями.

Подробнее про зимние созвездия

NGC 869 и NGC 884 рассеянное скопление Хи и Аш Персея

NGC 869 и NGC 884 рассеянные скопления Хи и Аш в созвездии Персея

Группа Треугольника содержит в своем составе третью, по визуальным размерам, галактику. В Персее имеются хорошо подходящие для наблюдения объекты: рассеянное скопление и планетарная туманность, в Ките – большая спиралевидная галактика. Имеются в указанных созвездиях и другие занимательные объекты.

Небесный Кит

Созвездие Кит

Кит, как это и положено водоплавающему животному, располагается возле Водолея и Рыб. В нем имеется чрезвычайно интересное светило – Мира, которое меняет свою визуальную величину от 2,0 до 10,1 за 332 дня. В созвездии обнаружены планетарные системы (HD 11964), а также расположена Тау Кита – известная по научной фантастике звезда, схожая с Солнцем. Объекты Мессье представлены спиральной галактикой М77.

Убийца Горгоны и спаситель Андромеды

Созвездие Персей

Созвездие Персей носит имя знаменитого древнегреческого героя уничтожившего Горгону Медузу и спасшего Андромеду от Кита. В созвездии имеется масса небесных объектов. В их числе два объекта Мессье (М34 и М76 – рассеянное скопление и планетарная туманность соответственно) и переменная звезда Алголь, меняющая видимую величину от 2,12 до 3,39 менее чем за три дня. Самый яркий объект небесного образования – Мирфак, имеющий видимую величину равную 1,79. Предполагается, что у этой звезды есть горячий «юпитер», который массивнее настоящего приблизительно в 6,6 раз.

Созвездие Треугольник

Треугольник – это небольшое северное созвездие, состоящее из 25 светил. Самое яркое из них имеет третью звездную величину. Оно известно с очень давних времен и упоминается еще у финикийцев. Имеет в своем составе один объект (М33) из каталога Мессье – спиральную галактику, которая примерно в 5–10 раз меньше нашей. В рукаве этого звездного конгломерата находится эмиссионная туманность, включающая в себя около 200 гипергигантов – светил с массой более чем в 100 раз превышающей солнечную.

Овен

Созвездие Овен

Созвездие Овен размещается в окружении Кита, Рыб и Тельца. Самые яркие звезды созвездия – Хамаль и Шератан, имеющие звёздную величину, равную 2,0 и 2,64 соответственно. Объектов из списка Мессье созвездие не содержит, зато в нем есть несколько звезд, имеющих планетарные системы. Небесные тела, вращающиеся вокруг этих светил, крупнее Юпитера, даже самая маленькая из них больше Земли примерно в 10 раз.

Небесная река Эридан

Созвездие Эридан

Созвездие Эридан, похожее на текущую по небосводу извилистую светящуюся реку, получило свое название от одноименного объекта древнегреческой мифологии. На севере оно видно полностью, начиная с 32 параллели. Три самые заметные звезды: Ахернар, Курса и Заурак имеют видимую величину 0,46, 2,78 и 2,97 соответственно. Первое – это голубоватый сверхгигант, название которого переводится как «конец реки». Звезды этого класса сильно отличаются от сферы, потому что очень быстро вращаются и приобретают форму эллипсоида, у которого радиус на полюсе в полтора раза меньше, чем на экваторе.

Небольшие южные созвездия

Созвездие Печь

Печь – имеющее в своем составе 57 тусклых звезд небольшое небесное созвездие. Его видно полностью, начиная с 50 параллели. Выделено на небосклоне французом Лакайлем. Часы наблюдаются южнее 23 параллели и состоят из 35 неярких звезд. Созвездие содержит сверхскопление галактик, численность которых более 5 тысяч, но расположены они крайне далеко (905 млн. световых лет), а поэтому изучены очень слабо.

Созвездие Южная Гидра

Южная Гидра получила свое название от Петера Планциуса. Имеет в своем составе 32 тусклые звезды, которые можно увидеть только южнее 8 параллели.