Созвездия в июне

ВеснаМарт·Апрель·Май
ЛетоИюнь·Июль·Август
ОсеньСентябрь·Октябрь·Ноябрь
ЗимаДекабрь·Январь·Февраль

Малая Медведица, Весы, Волопас, Волк и Циркуль – эти созвездия в июне характеризуют ночное летнее небо.

Малая Медведица

Созвездие Малая Медведица

Это созвездие популярно из-за Полярной звезды, местоположение которой определяет центр оси, вокруг которой обращаются все светила, видимые в Северном полушарии. А Волопас заметен на небосклоне благодаря ярким звездам, среди которых – Арктур, являющийся красным гигантом и занимающий четвертое место по яркости в иерархии светил. Во всех этих созвездиях Мессье не удалось обнаружить объектов, способных привлечь его внимание, а потому в его каталоге они не представлены.

Охотник на медведей

Созвездие Волопас

Еще в «Одиссеи» Гомера имеется упоминание о созвездии Волопаса, поэтому оно и считается одним из самых древних небесных образований, выделенных человечеством. Наблюдать его можно в весенне-летний период рядом с верными Гончими Псами, вместе с которыми он преследует Малую и Большую Медведиц в их вечном беге вокруг небесного полюса. Созвездие содержит Арктурус, который больше Солнца приблизительно в 20 раз. Внешний вид Волопаса определяется входящим в него астеризмом (легко различимой группой звезд), благодаря которому он сильно напоминает воздушного змея.

Весы жизни

Созвездие Весы

Весы расположены между Девой и Скорпионом и обнаружить их достаточно легко, несмотря на отсутствие в нем ярких объектов. Всего в нем насчитывается 83 светила, но лишь шесть из них имеют яркость больше четвертой звездной величины. Считается, что свое название Весы получили по причине того, что Солнце находится в этом зодиакальном созвездии в день осеннего равноденствия. Астрономы обнаружили в этом образовании планетную систему, вращающуюся вокруг красного карлика. Предполагается, что как минимум на одном из четырех выявленных спутников звезды может быть вода, а значит, имеются хорошие шансы на обнаружение жизни.

Полюс Мира

Малая Медведица

Малая Медведица расположена в непосредственной близости от небесного полюса, зацепившись за него Полярной звездой, а потому видна в Северном полушарии круглый год. Но так не всегда было и не всегда будет, так как из-за прецессии земной оси «центр мира» постоянно меняет свое место. Так, например, через 14 тысяч лет он переместится в созвездие Лира, и Вселенная будет «вращаться» вокруг Веги. Полярная звезда – это отнюдь не одиночный объект, а целая система, состоящая из трех светил. Чтобы ее отыскать на небе, проще всего найти две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы и мысленно отложить вверх пять расстояний между ними. Ближайшее яркое светило и будет Полярная звезда.

Созвездие Волк

Волка можно обнаружить между Скорпионом и Центавром. В Северном полушарии он виден полностью только южнее 35 параллели. Имеет в своем составе звезду с видимой величиной равной 2,3. Всего в этом созвездии, не пользуясь оптикой, можно увидеть около 70 светил, но из них только десять имеют яркость выше четвертой звездной величины. Это небесное образование известно тем, что в нем в 1006 году вспыхнула самая яркая сверхновая за всю человеческую историю. В созвездии имеются звездные скопления, планетарная туманность и молодое светило. Астрономам удалось обнаружить также объект Хербига – Аро, характерный для мест рождения новых звезд.

Небесный Циркуль

Созвездие Циркуль

Созвездие Циркуль в наших широтах не наблюдается, его можно изучать только в Южном полушарии и части Северного, ограниченного 20 параллелью. Его самая яркая звезда, являющаяся двойной, имеет видимую величину равную 3,2. Всего в созвездии 34 видимых невооруженным глазом светил. Форма небесного образования напомнила французу Лакайлю чертежный инструмент, за что и получило имеющееся название. Предполагается, что в галактике, расположенной этом созвездии есть черная дыра, являющаяся ее центром.