Марс для детей

Карта Марса для детейДавным-давно, когда Марс был теплее, на его поверхности было много воды. С тех времен на планете остались следы речек, озер и даже целых морей. Однако вся эта вода замерзла миллиарды лет назад. С тех пор поверхность Марса терзали ветры и мороз — по крайней мере, последние сто миллионов лет. Вулканы, верхушки которых выбивались выше пыльной атмосферы планеты, давно исчезли… Или может быть, все еще существуют? В некоторых местах на Марсе есть достаточно свежие потоки лавы.

Тем не менее живых существ и их следов на Марсе пока что не нашли. Но еще есть где искать. Основные места на Марсе: южная зона, густо покрытая кратерами, северные равнины, сеть каньонов долины Маринера, две вулканических возвышенности, две южные впадины и громадные ледяные шапки на полюсах планеты.

Карта Марса для детей

Карта Марса для детей. Смотреть в полном размере.

Вопросы и ответы:

Насколько большая поверхность Марса? — Ее размер равняется площади всех континентов Земли, взятых вместе.

Марс — это самая далекая от Солнца твердая планета. Там очень холодно — так почему тогда на планете нет льда?  Лед на Марсе как раз таки есть. Но это не вода, а «сухой лед» — углекислый газ, который мы выдыхаем. А вот воды, H2O, на поверхности очень мало. Все она спрятана под землей у полюсов Марса. Кроме того, по долинам и кратерам планеты «путешествуют» осколки ледяных скал.

Что на Марсе моложе всего? — Каждый год ветер создает новые узоры на пыльной поверхности планеты. Сезонный цикл замерзаний и оттепелей оставляет по себе куда более необычные следы: круглые западины, пирамиды и даже многоугольники из трещин, напоминающие очертаниями карту городских кварталов. На крутых склонах каньонов и кратеров часто случаются оползни. Там же часто встречаются овраги и ложбины, которые словно вымыты водой. Во время прогулки по Марсу также можно встретить россыпи небольших холмиков. Это либо остатки камней, выброшенных вулканами, либо же кочки изо льда и грязи. Они слишком маленькие, чтобы рисовать их на карте.

Пирамиды и лицо на Марсе

Пирамиды и «лицо» на Марсе

Откуда берутся потоки лавы? — Они вытекают из верхушек (жерл) вулканов или из глубоких трещин.

Что такое «сол»? — Сол — это название солнечных суток на Марсе. Они длятся немногим больше суток на Земле — 24 часа 39 минут 35,2 секунд. Год на планете долгий — на полный оборот вокруг Солнца уходит 669 с половиной солов.

Откуда на марсианских дюнах черные точки? — Дюны на планете состоят с черного вулканического песка, который покрывается зимой белым инеем. Весной, когда белый покров испаряется, черный песок постепенно показывается из-под него. И так как таяние происходит неравномерно, то и выглядит сверху проступающий сквозь иней песок как россыпь черных точек.

Откуда на Марсе извилистые долины? — Скорее всего, они были вымыты реками или же весенними потоками талой воды.

Откуда на Марсе каналы? — Это разломы в коре планеты, из которых извергалась лава. Каналы также могли образоваться вследствие движения литосферных плит. У нас, на Земле, это движение вызывает землетрясения.

Что такое гряда? — Это извилистый каменный гребень на поверхности планеты. Гряды образуются тогда, когда процессы внутри планеты сталкивают плиты коры планеты друг с другом, из-за чего их скалы нагромождаются друг на друга. Часто гряды связаны с вулканическими потоками.

Что такое «пылевой дьявол»? — Это небольшой вихрь, который движется по поверхности планеты, собирая с нее легкую пыль.

Пылевой дьявол на Марсе

Что на карте обозначают значки в форме цветков? — Это метеоритный кратер с наносом, оставшимся со времен образования кратера. На Марсе осколки, разлетающиеся от удара метеорита, могут содержать воду. Грязь от воды растекается вокруг кратера, образуя структуры, с высоты птичьего полета напоминающие цветы.

Почему Марс красный? — Красные места на планете покрыты мельчайшей пылью, которая оседает из воздуха. Цвет пыли придает ржавчина — в ней содержится много проржавевших частиц железа. Темные места на планете засыпаны свежим вулканическим песком, который тоже красный — но не такой яркий, как в пыльных зонах. Светлые места на Марсе появляются зимой — тогда поверхность окутывают туман и иней. Полярные шапки планеты, состоящие с вечных льдов, всегда остаются белыми.

Есть ли воздух на Марсе? — Да, у планеты есть атмосфера — но она очень разреженная по сравнению с атмосферой нашей Земли. Тем не менее там дует ветер — его силы хватает на то, чтобы переносить песок и разрушать скалы. Порой на Марсе бушуют настоящие песчаные бури! С пыли и водяного пара иногда сбиваются небольшие тучи.

Облака на Марсе

Что за черные штуки видны в некоторых кратерах? — Это дюны из песка, который насыпался в кратер.

Живут ли на Марсе инопланетяне? — Пока что на Марсе не нашли ни живых существ, ни следов какой-либо жизни вообще.

Солнечные панели на зонде «Феникс» сломали марсиане? — Солнечные батареи были все еще рабочие, когда зонд последний раз связывался с Землей. Сломались они после первой зимы — удалось это узнать при помощи снимков со спутника. Скорее всего, во время холодов на солнечных батареях осело столько инея, что они не выдержали всего веса и обрушились.

Почему северная и южная части Марса окрашены разными цветами на карте? Цвет на карте обозначает неровности поверхности планеты. На севере расположены низкие равнины, а на юге — густо усеянные кратерами возвышенности.

Откуда на Южном полюсе Марса взялись пауки? — «Пауками» называются системы темных трещин на поверхности планеты, которые расходятся от одного общего центра. Они возникают весной, во время таяния «сухого льда» на полюсах. Тогда обнажается черная коренная порода Марса. Так как лед на полюсе подогревается еще изнутри теплом ядра планеты, он может таять и зимой, вырываясь из-под корки на поверхности столбами пара.

Пауки на Марсе

А что на Южном полюсе делает сыр? — Ледяная поверхность полюса постоянно испаряется, из-за чего очень сильно сжимается. Кое-где от этого остались круглые впадины, похожие на дырки в сыре. Поэтому эти районы называют Участками Швейцарского Сыра.

Как на северных равнинах Марса появились многоугольные узоры? — Узоры — это сеть изломанных трещин. Они образуются во время замерзания и оттаивания почвы Марса, когда та трескается из-за перепадов температур.

Почему Марсиане зеленые? — Около 100 лет назад писатели-фантасты представляли, что на Марсе живут люди с зеленой кожей, в противовес красной поверхности планеты. Хотя сейчас мы знаем, что марсиан не существует, художники и кинорежиссеры до сих пор изображают инопланетян зелеными.

Откуда на Марсе песок и пыль? — Они появляются из раздробленных скал, которые разрушают ветер, перепады температуры, лед и потоки воды. Образовавшимся песком будет миллионы лет играть ветер — собирать его в кучи и дюны, а потом рассеивать обратно.

Дюны на Марсе

Одна из марсианских дюн

Что это за белые зоны сверху и снизу Марса? — Это полярные ледяные шапки. Своим строением они похожи на торт — под белым покровом чередуются свои льда и пыли. Центр ледяной шапки никогда не растает, хотя его рассекают целые долины.

Откуда на Марсе верблюды? — Есть два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Одногорбые  водятся в жарких пустынях Африки, а двугорбые — в холодных азиатских пустынях. По карте ходят именно двугорбые верблюды: только они бы водились на холодном и сухом Марсе. Но сейчас настоящих верблюдов на планете нет.

А люди на Марсе есть? — Пока нет. Но возможно, ­­что скоро будут.